14 сентября в Большом актовом зале Московской духовной академии прошла конференция, посвященная 10-летию преставления «регента всея Руси» архимандрита Матфея (Мормыля).
Конференция началась с приветственного слова ректора Академии епископа Звенигородского Питирима:
Архимандрит Матфей был человеком удивительным. В нем сочетались творческий дар, композиторские способности и талант мудрого руководителя, наставника хора, гениального преподавателя. Жизнь и служение архимандрита Матфея являют нам образец высочайшего пастырского призвания. За долгие годы нахождения в стенах Лавры и Академии отец Матфей сумел открыть истинную красоту богослужения прихожанам, привить любовь к церковному пению, вывести хор Лавры на высочайший мировой уровень.
Время, когда отец Матфей руководил пением лаврских хоров, – это целая эпоха. Без всякого преувеличения можно сказать, что он создал свою школу церковного пения. Кроме того, знаток церковного устава, член Синодальной богослужебной комиссии, архимандрит Матфей принимал активное участие в составлении служб новоканонизированным святым.
Архимандрит Матфей со всей ответственностью подходил к вопросу подготовки будущих пастырей. Долгие годы он трудился преподавателем в Московской духовной академии, занимался подготовкой воспитанников и студентов в области Нового Завета, церковного устава и церковного пения. Он был очень внимательным духовником, зорким взглядом безошибочно определяющим достоинства и немощи всех, кто имел счастье оказаться в орбите его пастырской деятельности. Искусный педагог, он как никто умел раскрывать таланты. Обладая потрясающим чувством юмора, использовал этот дар для врачевания немощей своих подопечных. Обижаться на него было бесполезно. Своей любовью и заботой он погашал все обиды, как любящий отец, пестовал своих драгоценных чад, заслужив от них отеческое имя «Батя».
Десять лет со дня кончины отца Матфея — знаковая дата не только для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Московской духовной академии, но и для Русской Православной Церкви. В преддверии этой даты в Издательстве Московской духовной академии вышла книга о прославленном регенте «Пою Богу моему дондеже есмь». Проводимая ныне конференция – достойное подтверждение тому, что имя архимандрита Матфея и его дело продолжают жить в стенах Обители преподобного аввы Сергия, Московской духовной академии и наших сердцах. Его яркое и временное служение здесь на земле имеет вечное измерение. Всеми силами своей богатой души, всю жизнь прославлявшей Господа, он стяжал и земную, и небесную славу по Божьему обетованию: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2:30). Всех нас в этом зале собрала любовь к отцу Матфею. И то, что мы сейчас услышим и увидим, – это дар благодарной памяти о нем.
На конференции показали фрагменты выступления хора под руководством отца Матфея (Мормыля). С докладами о деятельности отца Матфея выступили три человека.
«Итоги и перспективы изучения деятельности архимандрита Матфея (Мормыля)» — так звучала тема доклада, с которым выступил преподаватель Московской духовной академии диакон Сергий Пантелеев. Отец Сергий подчеркнул, что важно сохранить воспоминания об отце Матфее, чтобы передать их будущему поколению.
Деятельность отца Матфея привлекла большое внимание за эти истекшие 10 лет, но, с другой стороны, число свидетелей его деятельности, его жизни и творчества уменьшается, а именно живые свидетели являются источником по воссозданию его жизненного пути и творческой деятельности. Наша задача - собрать, зафиксировать все, что нам доступно.
Во втором докладе — «Работа профессора архимандрита Матфея (Мормыля) в Синодальной богослужебной комиссии» — настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в Москве, член Союза писателей России, член Синодальной богослужебной комиссии, доктор богословия, протоиерей Сергий Правдолюбов подчеркнул авторитет отца Матфея по разным вопросам Синодальной комиссии. Говоря о важности текстов для отца Матфея, докладчик отметил, что для него на первом месте стояла мелодичность и внутреннее восприятие текста как певческого. Внутренняя ритмика, видимая для глаза регента. А при написании текста для отца Матфея было важно осознавать какого он гласа, с какими оборотами музыкального пения и можно ли его будет пропеть:
Тут отец Матфей был незаменим. Он моментально улавливал, кто и каким голосом поет этот текст.
«Принципы вокально-хоровой работы архимандрита Матфея в контексте традиции русской хоровой школы XIX-XX веков» — третий доклад, который представила Екатерина Садикова, преподаватель кафедры хорового дирижирования ПСТГУ, сотрудник научно-археографического совета (при кафедре истории музыки РАМ им. Гнесиных).
Отец Матфей, по нашему мнению, обладал редким даром аккумулировать различные знания и весь встречающийся ему в жизни опыт, не только церковный, но и общемузыкальный, а как человек очень наблюдательный, благодаря силе любви к церковному певческому служению, все запоминал и усваивал. Претворял в свой личный опыт. Не прекращал учиться, благодаря чему его самобытный талант учителя и регента впитался не только в вековой опыт Церкви, но и в достижения многих мастеров русской музыкальной культуры. Это и является образованием,
— Екатерина Николаевна прокомментировала отсутствие у отца Матфея специального музыкального образования.
В конце конференции участники пропели «Вечную память» великому регенту Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и заслуженному профессору Московской духовной академии.
Источник: Пресс-служба СТСЛ / Пресс-служба МДА