Калишевский Яков Степанович (9.10.1856, г. Чигирин Киевской губ., ныне Черкасской обл., Украина - 9.11.1923, Киев), регент, хоровой дирижер, певец, педагог, автор церковных песнопений и аранжировок. Представитель киевской хоровой школы кон. ХIХ - нач. ХХ в., к-рого современники называли «королем регентов» (РМГ. 1906. № 48. Стб. 1137).
Отец К. Степан Онуфриевич 30 лет служил диаконом и регентом в Чигиринском девичьем мон-ре, в Николаевском соборе г. Черкассы (Беляков. 1997), мать Стефанида Овсеевна происходила из нем. рода фон Эрнст (Ин-т искусствоведения, фольклористики и этнологии (ИИФЭ) НАНУ. Ф. 36-3. № 562). К. провел детство на Черкасщине. У него рано проявилась любовь к церковному пению, и мальчик быстро освоил нотную грамоту. С 9 лет учился в Черкасской духовной школе, где вскоре был назначен субрегентом школьного хора, к-рым руководил регент Троицкий. Прекрасный голос (дискант) К. стал поводом для перевода его в Киево-Подольское ДУ. Окончив его, К. стал солистом хора КДА, певшего на богослужении в Богоявленском соборе киевского Братского в честь Богоявления мужского монастыря. К. учился в семинарии, к-рую, вероятно, не окончил (Вишницький. № 2016. С. 146). Вскоре К. был исключен из хора КДА либо по причине мутации голоса, либо из-за частого отсутствия на службах, поскольку постоянно ходил слушать хоры в др. церквах (см.: Козицький, Кривусiв. [ок. 1920]). В поисках работы и жилья он пришел в хор Крестовоздвиженской ц. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры и стал там певцом и регентом (1871-1872). Древняя монашеская певч. традиция этой церкви (и др. церквей лавры, где пели певчие этого хора) была самобытной и отличалась от пения в лаврской Успенской церкви. В то время лишь часть напевов лавры была записана в нотах, и по поручению священноначалия, в частности экклисиарха архим. Валентина, К. полгода (согласно прот. Михаилу Лисицыну, 4 года) занимался записью на слух напевов, исполняемых старыми певцами, и делал переложения распевов для 3-4-голосного хора. Однако комиссия приняла решение не публиковать лаврский распев. Через нек-рое время, по данным прот. Михаила Лисицына, при посредничестве архим. Иринея (Орды), ректора КДС в 1883-1888 гг. (с 1902 епископ Орловский и Севский), этими записями воспользовался Л. Д. Малашкин, отредактировавший и издавший их под своим именем без упоминания К. (Лисицын. 1903. С. 1). Впрочем, обработки Малашкина не были признаны братией лавры из-за нетипичных для киево-печерского напева муз. оборотов, хотя иногда звучали в исполнении лаврского митрополичьего хора (Шнуренко. 2011. С. 7).
В 1873 г. К. организовал хор служащих типографии С. В. Кульженко, с к-рым в 1874 г. на праздник Благовещения Пресв. Богородицы дал 1-й духовный концерт в зале Дворянского собрания на Крещатике. В программу концерта вошли Задостойник Благовещению прот. Петра Турчанинова, концерты «Блажени людие» и «Возведох очи мои» Д. С. Бортнянского, «На реках Вавилонских» А. Л. Веделя, «Отче наш» Г. Я. Ломакина (Церковный певчий. 1909). Концерт имел огромный успех и был повторен в Вербное воскресенье того же года в Киеве и в 1875 г. в Харькове. Желая усовершенствовать свою вокальную технику (у него сформировался красивого тембра баритон), К. поступил в хор Русской оперы (с 1919 Киевский театр оперы и балета). И. К. Альтани, капельмейстер открывшейся в 1874 г. в Киеве 1-й антрепризы И. Я. Сетова, давал К. эпизодические роли в спектаклях.
Узнав о наборе в хор Итальянской оперы (работала в Харькове до учреждения там постоянной оперной труппы), К. принял участие в прослушивании и был принят. Освоив репертуар итал. оперной труппы, он в 1876-1877 гг. путешествовал с ней в качестве певца и хормейстера. Два года он занимался постановкой голоса по итал. методике с антрепренером труппы профессором пения Р. де Росси, изучал итал. язык. Благодаря занятиям с Росси К. значительно расширил диапазон своего голоса (фа большой октавы - до 2-й октавы), что позволило ему исполнять не только баритоновые, но и теноровые и басовые партии. Более 20 лет К. был солистом на оперных сценах, выступил в 57 ролях в итал. и рус. операх. В 1878-1879 гг. он управлял хором, организованным им в театральной труппе Н. Н. Савина (Харьков), гастролировавшей, в частности, в Киеве. В кон. 70-х гг. ХIХ в. К. вернулся в Киев и вновь пел в опере в антрепризе Сетова (действовала до 1883).
Совмещение деятельности регента и артиста свидетельствует о творческих поисках молодого К. Однако основной его деятельностью стало служение регента. В 1882 г. он организовал хор сотрудников фото- и линотипографии Г. Т. Корчак-Новицкого и руководил им до 1884 г. Этот хор выступал с публичными духовными концертами (в 1880-1881 в Москве и С.-Петербурге их организовывало Имп. Русское музыкальное об-во (ИРМО)). Концерты духовной музыки были новшеством и воспринимались как признак возрождения духовной певч. традиции. Активизировался интерес к качеству хорового исполнительства, стали формироваться конкурентные отношения между коллективами. Проведение в Киеве публичных хоровых концертов по инициативе К. привело к решению организовать в 1884 г. Киевский конкурс церковных хоров (с таким предложением выступило Киевское об-во грамотности, возглавлявшееся А. Ф. Андрияшевым). Но конкурс не состоялся, вероятно, вслед. сложности предложенной оргкомитетом обязательной программы и нерешительности большинства регентов 10 лучших хоров Киева (Киевские ЕВ. 1884. № 1. С. 50).
Нек-рое время К. работал в организованных им детских хорах воспитанников Сулимовских школ (заведения для бездомных и сирот под патронатом жен киевских генерал-губернаторов, финансировавшиеся из фондов шляхетского рода Сулимы) и уч-ща слепых. По просьбе киевского, подольского и волынского генерал-губернатора А. Р. Дрентельна К. несколько лет работал с Сулимовским хором, выступившим перед имп. Александром III в 1885 г. (Пархоменко. 2005. С. 39). После успешных выступлений этого хора митр. Киевский и Галицкий Платон (Городецкий) пригласил К. руководить митрополичьим хором собора Св. Софии (ранее его возглавлял А. С. Фатеев).
В 1886-1919 гг. К. руководил хором Софийского собора, постоянно работая над качеством его певч. состава. Группа муж. голосов была дополнена детскими. К. обучал юных певчих на дому (в квартире в Десятинном пер., д. 10, неподалеку от собора). По воспоминаниям современников, обучавшиеся на дому у К. дети из бедных семей выполняли домашние работы и различные хозяйственные поручения, что было обычным для того времени (Беляков. 1997). Главным достижением К. был высокий профессиональный уровень певчих. К. обладал особым умением ставить голоса мальчикам, формируя, по выражению А. А. Кошица, прекрасный звук староитал. школы - «в маску» (Кошиць. 1995. С. 208). Такая манера пения стала характерной для киевской хоровой школы кон. XIX - нач. XX в. За обученными К. солистами буквально «охотились» киевские регенты. Кошиц стремился пополнить хор КДА юными певчими, занимавшимися у К., гарантируя им получение духовного образования (Там же. С. 208-209). Пение хористов Софийского собора стало образцовым для своего времени. При этом работа софийских певчих финансировалась митрополией скупо. К. подавал многочисленные прошения о выделении денежных сумм на содержание детского и взрослого составов хора. Ассигнования, однако, не увеличивались (об этом с возмущением писал Н. И. Компанейский в статье к 20-летию деятельности К.), и руководителю приходилось доплачивать певчим из собственных средств.
Софийский хор исполнял хоровую музыку перед царственными особами. Известно о приглашении К. в 1890 г. киевским, подольским и волынским генерал-губернатором А. П. Игнатьевым «для... управления» архиерейским хором при закладке кафедрального собора в г. Ровно. Находившийся в городе имп. Александр III после совершения обедни одарил К. золотыми часами и 200 р. золотом (Там же. С. 41). 21 авг. 1896 г. состоялось публичное выступление К. в качестве руководителя сводных хоров Софийского и лаврского соборов и Михайловского и Николаевского монастырей во время торжеств по случаю освящения Владимира, равноапостольного князя, собора в Киеве, где присутствовали имп. Николай II с имп. Александрой Феодоровной, высшие чины государства и Церкви (Там же).
В 1878 г. началось многолетнее сотрудничество К. с П. И. Чайковским. Его хоровой цикл Литургия св. Иоанна Златоустого, опубликованный П. И. Юргенсоном без цензурного разрешения, был исполнен в том же году (но на полгода раньше, чем в С.-Петербурге) в церкви Киевского ун-та св. Владимира хором под управлением регента, имя которого пока не установлено (предположительно К.). Каким образом партитура попала в Киев, неизвестно (в 1879 Н. И. Бахметевым было конфисковано 143 экз. нот). После этого Литургия часто исполнялась хором Софийского собора, к-рый Чайковский признавал лучшим из известных ему в России и за границей. Побывав на концерте, он отметил в мемуарах «художественно-молитвенное» исполнение песнопений и особые успехи мальчика-солиста Гриши Чернушенко, в судьбе которого композитор принял деятельное участие (Чайковский. 1978. Т. ХVI-А. С. 218-220). Приехав в 1890 г. в Киев, Чайковский посетил концерт на квартире К. (Пархоменко. 2005. С. 42), службу в соборе Св. Софии (22 дек.), где исполнялась его Херувимская песнь (Киевлянин. 1890. 24 дек.), в том же году побывал на репетициях «Пиковой дамы» в Киевской опере (режиссер И. П. Прянишников), а в 1891 г.- на премьере этой оперы. Звучание хора К. оказало на композитора неизгладимое впечатление. Он нашел превосходным исполнение юными хористами кантаты и панихиды в опере: «Голоса мальчиков, вследствие ли природных свойств, вследствие ли учения Калишевского, достигают такой красоты звука, о которой я никогда и мечтать не мог. Особенно в панихиде звук этих голосов вызывал у меня каждый раз слезы» (Чайковский. 1977. Т. XV-Б. С. 311-312). Планируя совершить в 1892 г. 2-ю поездку в США, композитор принял решение пригласить с собой хор К. для презентации рус. церковного пения в серии концертов, но проект не был реализован из-за неоплаты тура амер. антрепренерами. 27 окт. 1893 г. хор К. участвовал в панихидах по Чайковскому в университетской церкви и в муз. уч-ще. Неск. концертов К. из сочинений Чайковского было посвящено его памяти (Пархоменко. 2005. С. 42).
Чайковский писал о хоровых произведениях К. В письме от 8 окт. 1891 г. шла речь о намерении К. отправить свои сочинения Чайковскому для просмотра и при необходимости исправления, а затем переслать их в Придворную певческую капеллу для цензуры (Чайковский. 1978. Т. XVI-A. С. 230), очевидно, с целью публикации. Состоялась ли пересылка, неизвестно. Вероятно, сочинения К. исполнялись хорами преимущественно по рукописям.
В 1896 г. К. организовал хор в новоосвященном киевском соборе св. Владимира и нек-рое время возглавлял его, чередуя работу в этом и Софийском соборах. В его отсутствие в каждом из хоров работали опытные наставники (Шнуренко. 2011. С. 12). В 1892-1894 гг. К. безвозмездно работал с хором студентов Киевского ун-та, давая духовные и светские концерты (4-6 в год). Эти концерты, проводившиеся в зале Купеческого собрания, приносили хорошие доходы, средства передавались на нужды студентов и бедняков. В концертах университетского хора исполнялись произведения Дж. П. да Палестрины, О. Лассо, Л. Керубини, Ф. Шуберта, на клиросе - Литургии Чайковского, С. В. Панченко, песнопения А. А. Архангельского, А. Т. Гречанинова, Вик. С. Калинникова, Ломакина, Компанейского, Турчанинова и др. Выступления хора студентов под рук. К. стали неотъемлемым атрибутом художественной жизни Киева.
Со временем определилась новая сфера интересов К.: его хоры стали принимать участие в симфонических (вокально-симфонических) концертах ИРМО, что требовало и от регента, и от певцов новых технических навыков. Хор Софийского собора был задействован в премьерных концертах ИРМО, поставленных дирижером А. Н. Виноградским (с 1888 председатель дирекции Киевского отд-ния ИРМО), в к-рых исполнялись 9-я симфония Л. ван Бетховена, «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона, «Потоп» К. Сен-Санса, «Детство Христа» Г. Берлиоза, Реквием Керубини. Хор ун-та пел в симфонических концертах под упр. М. И. Черняховского и Виноградского (см.: Вишницький). Под упр. К. певцы исполняли вокально-симфонические произведения преимущественно с оркестром и хором ИРМО и Русской оперы. В этом составе были исполнены 9-я симфония Бетховена (1889, 1893), хор «Иисус Навин» М. П. Мусоргского (1893), хоры из «Реквиема» и драмы «Тамос, царь Египта» В. А. Моцарта (1891), Реквием Керубини (1896, 1897), из ораторий - «Вавилонское столпотворение» А. Г. Рубинштейна (1893) и «Потоп» Сен-Санса (1895). Западноевроп. музыка звучала и в камерных духовных и светских концертах К.: «Crucifixus» Г. Форе (1892), «Плотию уснув» Б. Галуппи (1889), «Salve Regina» и «Peccatem me quot» Палестрины (1890) и др.
В концертном репертуаре К. было много новаторских сочинений, среди которых Литургия Панченко, «Плач на реках Вавилонских» Э. Ф. Направника (1893), духовные песнопения Ломакина, Гречанинова, Компанейского, В. А. Чечотта и др. Из классического репертуара кон. XVIII - нач. XIX в. наиболее полно у К. были представлены сочинения Бортнянского. В февр. 1889 г. исполнялись его хвалебные концерты («Вси языцы восплещите», «Тебе, Бога, хвалим»), в 1890 г.- покаянные («На Тя, Господи, уповах», «Скажи ми, Господи, кончину мою»). С большими коллективами К. исполнял 2-хорные концерты Бортнянского («Кто Бог велий», «Се ныне благословите Господа», 1891; «Кто взыйдет на гору Господню», 1915). Из композиций Веделя хор исполнял чаще всего «На реках Вавилонских» и трио «Покаяния отверзи ми двери» (в транскрипции К. для хора, 1889-1890), из произведений Турчанинова - задостойники Пресв. Богородице и «Благообразный Иосиф» (1891). Звучали в исполнении хора К. концерты А. Ф. Львова, стихиры Г. Ф. Львовского и др.
В первые десятилетия ХХ в. направления творческой деятельности К. существенно не изменились. Хор собора Св. Софии, певший как на службах, так и в концертах (преимущественно духовных), долго был вне конкуренции. Коллективы под упр. К. были эталоном высокой культуры хорового пения в Киеве. Знаток хорового дела прот. Михаил Лисицын утверждал, что «таких голосов, как у Калишевского, нигде в России нет… Калишевский первый обратил внимание на постановку голосов, показал и дал ее, и это громадная заслуга в истории нашего церковно-певческого дела» (Лисицын. 1903. № 3). К. распространял свой опыт через совместные выступления Софийского хора с др. хоровыми коллективами, что стимулировало творческие поиски молодых регентов. Они либо продолжали начинания К. (напр., участие в симфонических концертах ИРМО хора Г. П. Москалёва), либо искали альтернативные оригинальные идеи (напр., замысел проведения исторических концертов М. А. Надеждинского, путешествия со студенческим хором А. С. Глуховцева, одножанровые - из колядок и щедровок, кантов и псальм и т. д.- концерты Кошица) (Пархоменко. 2005. С. 50).
Последние годы жизни К. пришлись на тяжелейшее время октябрьского переворота 1917 г., гражданской войны, неоднократной смены власти в Киеве, установления режима большевиков. Софийский собор стал на нек-рое время центром Украинской Автокефальной Православной Церкви (липковского раскола), и в 1919 г. К. прекратил регентскую службу (Шнуренко. 2011. С. 11). Неск. месяцев К. управлял Государственной хоровой капеллой им. Н. В. Лысенко вместе с композиторами Н. Д. Леонтовичем и Я. М. Яциневичем. В концертах капеллы исполнялись оригинальные произведения и аранжировки народных песен Н. В. Лысенко.
В 1920 г., во время одного из артиллерийских обстрелов Киева, К. был ранен в ногу, к-рую пришлось ампутировать. Насколько хватало сил, К. продолжал управлять хором Малой Софии (прежний хор, не признавший липковского раскола и перешедший в трапезную ц. Рождества Христова) (Там же). К. скончался в бедности и одиночестве; погребен на киевском Байковом кладбище.
Традиции хорового исполнительства К. продолжали его лучшие воспитанники: П. Д. Толстой стал преподавателем церковного пения в КДС, П. Г. Гончаров - регентом хора Софийского собора и др. церковных хоров, дирижером Государственной капеллы «Думка», В. Ф. Татаров - регентом хора Софийского собора, А. И. Завадский - регентом рабочего хора типографии Кульженко, помощником регента в хоре К., преподавателем пения в киевском Ин-те благородных девиц, учителем пения и руководителем хора 1-й киевской муж. гимназии (с 1910), И. С. Козловский - выдающимся оперным певцом, М. П. Гайдай - дирижером хора Владимирского собора (с 1949) (Там же. С. 10). Выдающийся балетмейстер и танцовщик С. Лифарь, в детстве бывший солистом хора К., оставил о нем воспоминания (Пархоменко. 2005. С. 52). Хорошо зная хоровую методику К., Кошиц, подобно ему, работал в разных коллективах (Академический хор КДА, хор студентов ун-та, Украинская республиканская капелла и др.).
В частных собраниях сохранились рукописные ноты неск. церковных произведений К.: «Слава», Тройная ектения, Великая ектения, Сугубая ектения № 3, «Благослови, душе моя, Господа» (103-й псалом), «Господь воцарися», «Хвалите» № 1 и 2, «От юности моея», «Во Царствии Твоем», Венчание («Исаие, ликуй»), «Душе моя», Великое славословие киевского распева, «Плотию уснув», «Христос воскресе» № 1 и 2. К. выполнил редакции исполнявшихся его хором партитур Веделя: тропаря «Покаяния отверзи» (соло тенора), ирмосов Рождеству Христову и Малого славословия (Шнуренко. 2011. С. 11, 22). Нек-рые произведения К. (и его редакции чужих сочинений) были опубликованы, в т. ч. с указанием «Кал-ий» (Свод напевов. С. 286, 377, 474). Во 2-й пол. ХХ в. неск. произведений К. издал в Вене А. Гнатышин, регент укр. греко-католич. ц. св. Варвары (Костюк. 2011).
В 1910 г. фирмой «Эстрафон» было записано и выпущено на неск. пластинках не менее 10 произведений в исполнении хора Софийского собора под упр. К.: Малое славословие и «Слава в вышних Богу» (в обработке К.) Веделя, «Вознесу Тя, Боже мой», «Слава во вышних Богу», Малое славословие и «Тебе Бога хвалим» (части 1 и 3) Бортнянского, «Величит душа моя Господа» киевского распева в обработке К., воскресные ирмосы 2-го гласа греческого распева в обработке Львова, «Достойно есть» обиходное, «Исаие, ликуй» и «Душе моя, востани» неизвестного автора, «Плотию уснув» К. До 1911 г. в исполнении хора киевского Владимирского собора под рук. Надеждинского было записано 2 тропаря К. «Христос воскресе». В наст. время эти фонозаписи отреставрированы и переизданы на цифровых носителях (компакт-дисках) в Москве и Киеве. Произведения К. исполняются в Киево-Печерской лавре митрополичьим хором.
Л. А. Пархоменко и Р. В. Шнуренко исследовали творческий путь К. как регента и руководителя хора 70-х гг. XIX - 20-х гг. XX в. по документам, материалам и периодике того времени.