Хор Кафедрального собора святителя Николая в Вене

Лауреат III степени I Патриаршего Международного фестиваля хоров, исполняющих русскую духовную музыку «Свет Христов» номинация «Большие смешанные хоры»

История соборного хора храма святителя Николая в Вене восходит к середине XVIII века, когда в Австрию для окормления соотечественников был назначен священник, а с ним переведена в Вену и походная посольская церковь. С самых первых лет существования русского православного прихода в Вене для пения за богослужением выписывалось несколько певчих, содержание которых входило в бюджет походной церкви. Так, из письма настоятеля прихода Иоанна Иосифова князю Волконскому от 8 января 1816 г. мы узнаем, что одной из забот священника была мысль о таком пении в храме, «которое при богослужении в церкви делает не малую красоту». Для этого в Вену были направлены два брата из Венгрии. 

В 1834 году, когда настоятелем прихода был магистр петербургской духовной консистории священник Гавриил Меглицкий, в Вену прибыли уже четверо профессиональных певчих. Священник Меглицкий писал, что посольская церковь, в которую приходят не только представители российского дворянства, но и «принцы царской крови, иностранные министры и знатнейшие из австрийского дворянства», требует от служащих в ней «возможного совершенства и опытности по своей части».
На некоторое время история хора теряется.

Вновь на страницах документов хор появляется в связи с торжественным освящением собора свт. Николая, построенного к 1899 году и освященного 4/16 апреля. На торжественном богослужении пел специально прибывший Синодальный хор под управлением великого русского регента Василия Сергеевича Орлова (1857—1907). На следующий день Синодальный хор выступил с концертом духовной музыки в большом зале Общества друзей музыки в Вене
(Musikverein). Этот концерт стал большим событием в жизни Вены.

С началом Первой мировой войны собор был закрыт и следующие регулярные богослужения начались в нем более чем через 30 лет - после окончания Второй мировой войны. Однако приход продолжал существовать, а с ним существовал и небольшой хор. В период «безвременья» важную роль в жизни прихода сыграла русская эмиграция. Так, например, члены семей князей Трубецких и графов Разумовских были активными прихожанами и пели в хоре. Одна из старейших певчих собора - графиня Мария Андреевна Разумовская - пела в хоре вплоть до 2007 года. 

После Второй мировой войны можно выделить несколько этапов хоровой жизни собора, и все они связаны с именами регентов - Михаила Милошева, Андрия Гнатышина, Александра Нечипора, Иоанна Румпеля.Первое упоминание о прекрасном хоре собора после войны находим в «Журнале Московской Патриархии» в заметке о праздновании 50-летия со дня освящения собора (1949 г.). Хор пел под управлением болгарского регента М.И.Милошева.Однако история сохранила и более раннюю фотографию 1946 года, где соборный хор под управлением Михаила Милошева дает концерт духовной музыки для братских славянских народов. М.И.Милошева привлекла в Соборный хор старейшая прихожанка, певчая Виктория Карловна Мо. Учитывая многонациональный состав прихода, факт того, что хором управлял болгарский регент, не вызывает удивления. Вплоть до 1994 года, когда в Вене начались регулярные богослужения в болгарской православной церкви св. Иоанна Рыльского, болгары являлись частью прихода свт. Николая в Вене и многие из них пели в хоре.

О жизненном пути Михаила Милошева не очень много известно. Он родился в 1910 году в семье болгарского священника. В 50-е годы эмигрировал с семьей в Америку. Из зарубежных источников следует, что еще в 80-е годы XX века Михаил Милошев управлял хором прихода Прп. Сергия Радонежского Русской Православной Церкви Заграницей в штате Огайо, и под его компетентным руководством возрос профессиональный уровень хора, был освоен новый стиль пения и значительно расширен репертуар.

Некоторое время - в начале 50-х годов XX века соборным хором управлял регент Андрий (Андрей) Гнатышин (ЖМП 1952 год), а с 1962 года до самой своей смерти в 1979 году хором управлял регент Александр Нечипор. По свидетельствам современников, это было время расцвета хоровой жизни собора. Хор исполнял духовную музыку русских композиторов как за богослужением, так и в рамках духовных концертов. Сохранившаяся нотная библиотека включает в себя переписанные от руки партии произведений Турчанинова, Веделя, Виноградова, Бортнянского, Рахманинова.

И Гнатышин, и Нечипор еще были одновременно и композиторами, которые сочиняли богослужебные песнопения для своих хоров. Некоторые из них, например, эксапостиларий «Разбойника благоразумного» А. Гнатышина хор исполняет до сих пор в Великий четверг.

Какими нотными источниками пользовались певчие? Прежде всего, многие вещи бережно переписывались от руки. Кроме того, использовались сборники, изданные в Лондоне, Париже в 50-х-60-х годах XX века, а также Нотный Обиход Церковного пения, изданный Священным Синодом Польской православной церкви. Сохранились копии песнопений, привезенные из нотной библиотеки общества певчих Григория Паламы в Цюрихе (Швейцария).

Упорядочивание нотной библиотеки и богослужебных текстов на клиросе в Соборе свт.Николая связано с именем регента-чтеца Иоанна Румпеля, который возглавил клирос после смерти Александра Нечипора в 1979 году. Иоанн Румпель управлял хором также до своей смерти в 2002 году. Кроме сохранения уже существующих песнопений, их исполнения за богослужением, Румпель сделал также достаточное количество копий самых распространенных песнопений и текстов. Несмотря на то, что некоторые тексты претерпели изменения, в некоторых были допущены ошибки, усилия этого самоотверженного человека, более 50 лет трудившегося в соборе на различных послушаниях,  и 23 года управлявшего хором, вызывают восхищение. Библиотекой Иоанна Румпеля хор пользуется до сих пор.

Некоторое время после смерти И. Румпеля соборным хором управлял регентчтец Николай Назаров. Это был трудный период в жизни хора, так как старшее поколение певчих уже не могло в полную силу участвовать в богослужебной жизни прихода, а молодежь редко оставалась в хоре надолго.

Современный соборный хор был сформирован в 2007 году. Со временем при соборе стали функционировать три хоровых коллектива.

Это детский хор при воскресной школе, в котором поют дети от 6 до 15 лет. В хор дети набираются без предварительного прослушивания. Задача детского хора - привить любовь к богослужению, объяснить церковную дисциплину, научить понимать службу. Два раза в год в соборе проходят «детские литургии», за которыми поет детский хор.

Это «австрийский» любительский хор для совершения богослужений на немецком языке. Литургии на немецком языке проходят два раза в месяц. В этом хоре поют все желающие. В соборе есть своя библиотека богослужебных нот на немецком языке. В основном это обиходные и гласовые песнопения.

И праздничный хор, певчие которого поют за каждым богослужением. Состав хора многонациональный - это русские, австрийцы, белорусы, украинцы, молдаване, сербы, болгары, латыши. Половина певчих хора - это любители с начальным музыкальным образованием. Значительная часть певчих - студенты. В современной традиции соборного хора лежит пение на глас основных церковных текстов.

Праздничный хор Кафедрального Собора свт. Николая – интернациональный коллектив, образованный в сентябре 2007 года.
Среди певчих - люди разных возрастов и профессий; значительная часть хора - студенты как музыкальных, так и технических вузов Вены. Хор можно отнести к полупрофессиональным коллективам, так как многие певчие не являются музыкантами, и, либо не владеют музыкальной грамотой вообще - поют по слуху и заучивают партии на память, - либо владеют только азами музыкальной грамоты (знают, что такое ноты и длительности, но не умеют эти ноты читать).

За 10 лет существования хора сформировался «венский гласовый обиход» - это смешанный и адаптированный вариант гласовых напевов московской и петербургской традиций. Связано это с тем, что в период формирования хора часть певчих знала какие-то гласы в петербургском варианте (обиход Бахметева), часть - в московской традиции. Произошло смешение этихнапевов и их некоторая адаптация под возможности соборного хора. С течением времени напевы гласов устоялись, они зафиксированы в нотных вариантах и уже несколько поколений певчих изучают осмогласие «Венской традиции».

В основе репертуара хора - четырехголосный партес. Для будничных богослужений выбирается репертуар разных монастырских традиций - ТроицеСергиевой Лавры, Оптиной пустыни, Серафимо-Саровского монастыря и др. Для праздничных богослужений используются духовные песнопения композиторов XVII-XXI веков, как правило, в адаптированном, обработанном варианте.

Очень редко исполняется оригинальное песнопение известного церковного композитора. Cвязано это с как с ограниченными возможностями полупрофессионального хора, так и с музыкальными вкусами духовенства собора, предпочтения которого лежат в области строгого церковного стиля, без элементов концертности, без ярких высоких нот, без сольных моментов в середине композиции. В связи с этим за тринадцать лет существования хора сложилась и своя нотная библиотека, в которой содержится большое количество нот - это обработки песнопений Чеснокова, Рахманинова, Архангельского, Трубачева, Веделя, Турчанинова, а также обработки песнопений современных авторов - монахини Иулиании (Денисовой), игумена Силуана (Туманова), митр.Ионафана (Елецких) и др. Наличие обработок хотя и лишает произведение его оригинального композиторского звучания, но все-таки приобщает хор, прихожан и священников к современной многообразной церковной традиции всей русской православной церкви в ее многовековом аспекте.

Ежегодно в Австрии в конце мая проходит «Длинная ночь церквей» - фестиваль, в ходе которого в разных храмах различных конфессий проводятся богослужения, лекции, экскурсии и концерты. В этот день традиционно хор Собора выступает с открытым концертом православной духовной музыки. Один раз в год в храм свт.Николая в Вене приходят те, для кого православие - по-прежнему притягательная неизвестность, и именно в этот день через духовную музыку, через богослужебные песнопения, а также через исполнение духовных концертов завеса неизвестности приоткрывается и дает возможность местной публике приобщиться к глубине и богатству православной духовной музыки.

Поскольку в коллективе много молодежи – студентов, приехавших в Австрию на обучение, – состав хора постоянно обновляется. Россия, Украина, Беларусь, Латвия, Литва, Сербия, Венгрия, Польша, Австрия – вот тот неполный перечень стран, которые объединены праздничным хором Кафедрального Собора свт. Николая. Основная цель коллектива – это богослужебное пение в храме, однако практически со дня своего образования хор регулярно выступает с концертами русской духовной музыки в Австрии. Особенным вниманием со стороны австрийской публики пользуется ежегодный открытый концерт хора в рамках «Длинной ночи церквей» («Lange Nacht der Kirchen»), собирающий огромное количество зрителей, которых Собор иногда даже не может вместить.
Большинство певчих знакомятся с православным богослужебным пением, пением на глас, последованием богослужения именно в хоре.
Для многих певчих именно с хора начинается путь к храму, путь к сознательному участию в богослужении.

В 2012 и 2016 годах хором были записаны и изданы два компактдиска «Пою Богу моему».

Регент Хора Кафедрального собора свт. НиколаяТатьяна Щерба

Видеозапись Богослужения с участием Хора Кафедрального собора святителя Николая в Вене.

Видеозапись концертного выступления Хора Кафедрального собора святителя Николая г.Вена.