Рекомендации для регентов при Архиерейском служении

Все вопросы, претензии и замечания относительно нижеизложенного можно и нужно адресовать диакону Дмитрию Коляде:

Тел./WhatsApp: 8 988 942-68-07

   Архиерейское богослужение для приходского хора представляет определенную сложность по ряду причин. Во-первых, в этом богослужении присутствуют особые песнопения, не использующиеся в обычном, иерейском богослужении. Во-вторых, присутствует масса уставных особенностей, требующих от регента повышенного внимания. В-третьих, у каждого архиерея есть свои особенности в манере служения, на которые так же следует обратить пристальное внимание. Ну и, конечно же, свою лепту вносит фактор определенного стресса.

   Данное пособие не претендует на исчерпывающую полноту и бесспорность и призвано систематизировать и прояснить для регентов хоров особенности архиерейского богослужения в аспекте церковного пения не столько с непосредственно музыкальной стороны, сколько со стороны «алтаря».

За основу взята практика Ростовской и Новочеркасской епархии.

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Не использовать слишком сложный репертуар! Пожалуй, одна из самых распространенных проблем, которая часто влечет за собой ошибки. С одной стороны, стремление к выбору более сложных и красивых песнопений продиктовано желанием подчеркнуть особую торжественность и значимость архиерейского богослужения в жизни прихода. С другой стороны, чрезмерная погруженность в музыкальную составляющую (особенно, если песнопение не «впето» или вообще поется «с листа») не позволяет регенту своевременно и адекватно реагировать на богослужебные действия. Поэтому, при выборе репертуара желательно оставлять некий «запас прочности», позволяющий регенту значительную часть своего внимания сконцентрировать на ходе богослужения.
  2. Из предыдущего пункта вытекает следующий – регент должен постоянно следить за действиями священнослужителей и соотносить с ними свои действия. Хор сопровождает богослужение, а не диктует его! Регенту не желательно стоять спиной к алтарю, либо же придется постоянно оборачиваться. В любом случае, протодиакон при необходимости должен достаточно быстро «поймать взгляд» регента во время богослужения.
  3. Регенту желательно посмотреть несколько видеозаписей архиерейского богослужения (в идеале – того самого архиерея, который будет служить), обратив особое внимание на хронометраж песнопений встречи и облачения архиерея, «приидите поклонимся», «исполла» (трио), «агиос афеос» и «херувимской». В продолжительных песнопениях («Да возрадуется» и Херувимской) ЗАРАНЕЕ определить возможные места повтора и окончания для обеспечения достаточной вариативности по хронометражу.
  4. Накануне богослужения (за 2-3 дня) регенту необходимо связаться с протодиаконом для согласования действий.
  5. ! Аргументы «я все знаю» или «я отрегентовал/ла тысячу архиерейских» не отменяют п.4

 

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

Встреча архиерея

1.«От восток…» - священнослужители выстраиваются на выходе из храма. Знак готовности для хора: диакон кладет ладан в кадило! (значит он уже видит архиерея, заходящего в храм) Желательно в этот момент задать тональность для диакона, чтобы его возглас «Премудрость!» прозвучал в тоне и позволил хору незамедлительно начать петь. «От восток…» поется громко, торжественно и энергично. Закончить пение «От восток…» необходимо приблизительно после того, как архиерей взойдет на кафедру (возвышение в центре храма).

Основные ошибки: если спеть слишком быстро, то затем придётся еще больше растягивать «Достойно есть», которое и без того весьма продолжительно. Сильно затягивать так же не стоит, чтобы не диссонировать с характером и содержанием входных молитв.

2.«Достойно есть…» (либо задостойник в случае попразднства) – поется сразу после «От восток…», но, в отличии от последнего, тихо и медленно. Архиерей в это время совершает входные молитвы, которые по своему содержанию не предполагают какой-либо особой торжественности. Хор в данном случае выступает фоном и поет как бы «прислушиваясь» к архиерею. Ориентир для завершения: архиерей поднимается на солею к царским вратам (значит осталось ок 10 сек). Когда архиерей надел клобук, а хор еще поет, то необходимо закончить песнопение в ближайшие 5-7 секунд. Если сделать это затруднительно, то следует, постепенно убирая звук, остановиться где получится.

Основные ошибки: хор пытается допеть «Достойно есть» вопреки всему и несмотря ни на что. В итоге архиерей устает ждать хор, разворачивается, благословляет народ и идет на кафедру. Как следствие, «Тон деспотин» и «на гору Сион» поются в пустоту, без всякого смысла и цели (пусть даже и безукоризненно с музыкальной стороны).

3.«Тон дэспотин». После окончания «Достойно есть..» архиерей поворачивается лицом к народу и испрашивает прощения. Регент должен ПОДОЖДАТЬ несколько секунд, пока протодиакон не ответит: «Бог простит тя, (высоко)преосвященнейший владыко…». «Тон дэспотин» поется энергично и торжественно. Ориентир для завершения: архиерей благословляет народ по центру (сначала он благословляет народ справа, потом слева и затем – по центру).

Основные ошибки: регент выбирает нечто авторское, красивое и пафосное, но в итоге хор заканчивает петь «тон дэспотин», когда архиерей уже находится на кафедре и разоблачается. Как следствие, «на гору Сион…» приходится чрезмерно ускорять.

4.«На гору Сион» поется сразу после «тон дэспотин» так же энергично и торжественно. Ориентир для завершения: архиерей снимает рясу. Диакона поднимают кадила и архиерей их благословляет. К этому моменту желательно завершить.

NB! В данном случае лучше закончить несколько ранее, потянув последние такты, ориентируясь на архиерея.

Основные ошибки: излишнее затягивание, которое приводит к тому, что архиерей начинает облачаться, не дожидаясь хор. Как следствие, происходит «рассинхронизация» на первом этапе облачения.

5.«Да возрадуется…» После окончания «на гору Сион», диакон возглашает «Господу помолимся» и начинает читать молитвы на облачения. Хор начинает петь «Да возрадуется…» сразу после «Господу помолимся». Ориентир для завершения: архиерей надевает митру. К этому моменту желательно окончить песнопение.

Основные ошибки: если допеть слишком рано, то возникнет заметная пауза. Допустимо закончить не ранее, чем архиерей наденет панагию. Если петь слишком долго, то все служащие будут ждать хор. В крайнем случае, диакону придется перебить хор громогласным «Господу помолимся» (в таком случае хор должен замолчать мгновенно!).

NB! Ни на один возглас «Господу помолимся» во время облачения хор НЕ ДОЛЖЕН отвечать «Господи помилуй»!!! (Многие регенты скажут, что замечание банальное, но не единожды случалось, что в состоянии волнения хор отвечал «на автомате»).

6.«Тон дэспотин». После окончания «Да возрадуется…» диакон возглашает «Господу помолимся!» и громко читает молитву на дикирий и трикирий «тако да просветится свет твой…»  ХОР ЖДЕТ ОКОНЧАНИЯ МОЛИТВЫ и только после этого торжественно и неспешно поет «Тон дэспотин». В этом случае уместно взять более торжественный вариант песнопения. Особых требований к продолжительности нет, но закончить нужно в любом случае к тому моменту, когда протодиакон поднимется на солею.

Божественная литургия

1.После «Благословенно Царство…» спеть «Аминь» торжественно и протяжно, чтобы священник, протодиакон и ипподиаконы успели поклониться архиерею. На мирной ектинии по темпу ориентироваться протодиакона, слегка «наступая» на него.

2. 1-й и 2-й антифоны. Петь енергично и подвижно.

Основные ошибки: в погоне за торжественностью регент выбирает чрезмерно сложные и музыкально развитые антифоны. Ничего плохого в этом нет, но в таком случае весь остальной репертуар должен находиться на этом же музыкальном уровне. Антифоны носят повествовательно-созерцательный характер и не предполагают какого-либо особо яркого исполнения.

3. Единородный сыне. Поется несколько более торжественно, нежели антифоны.

4. 3-й антифон («Блаженны»). Поются дольше, чем на иерейском богослужении. Здесь уместно взять более музыкально развитый вариант, чтобы подчеркнуть особую торжественность входа с Евангелием на архиерейском богослужении. Ориентир для завершения: диакон подает Евангелие архиерею для целования. Однако, как-то резко прерывать или сильно ускорять окончание 3-го антифона не стоит, поскольку протодиакон в любом случае будет ждать хор.

Основные ошибки: хор поет в привычном для иерейской службы темпе и в итоге заканчивает слишком рано. Поскольку повторять заповеди блаженств будет некорректно, то приходится либо значительно менять темп на ходу (если регент обратил внимание на несоответствие) либо ждать диаконского возгласа в полной тишине (если регент стоит спиной к алтарю и не оборачивается!).

5.«Приидите поклонимся». После возгласа протодиакона «Премудрость, про́сти!» духовенство запевает «Приидите поклонимся». Этот момент требует от регента и хора определенной устойчивости и уверенности по ряду причин. Далеко не всегда духовенство поет стройно и красиво вплоть до того, что невозможно определить тональность. В таком случае нужно ориентироваться на фа- или соль-мажор. Если же духовенство запело стройно, то регенту необходимо запомнить их тональность. Когда протодиакон входит с Евангелием в царские врата, хор должен ПЕРЕБИТЬ духовенство, что бы оно ни пело и запеть НЕ СНАЧАЛА, а со слов «спаси ны, Сыне Божий...» в чуть более быстром темпе, нежели духовенство. Ориентир для завершения: архиерей заходит в алтарь и берет кадило. Раньше заканчивать не желательно. В этом случае лучше несколько «перетянуть». Духовенство также пропевает вслед за хором «спаси ны, Сыне Божий…».

Основные ошибки: хор поет слишком быстро. Как следствие, духовенство не успевает зайти в алтарь, протодиакон запевает в одиночестве и вынужден очень сильно тянуть «спаси ны, Сыне Божий».

6.«Ис полла» (трио). После того как духовенство допоет «спаси ны, Сыне Божий», трио (либо весь хор, если он не большой) начинает петь «ис полла эти дэспота». В случае, если размер хора позволяет выделить троих «исполлатчиков», то они должны заранее спуститься с клироса и выстроиться перед солеёй. «Ис полла» во время каждения поется негромко и неторопливо. Начинать петь «большое» «ис полла» следует не ранее, чем когда протодиакон зайдет в алтарь! После хора духовенство так же поет «большое» «ис полла», после чего его еще раз поет хор.

NB! Темп пения трио «ис полла» значительно варьируется в зависимости от размера иконостаса (чем он шире, тем дольше совершается каждение) и от манеры каждения архиерея (обычно это либо медленно, либо ооооочень медленно). Трио необходимо петь пока протодиакон не зайдет в алтарь! Если же трио допели раньше, то следует потянуть «большое» «ис полла» пока протодиакон не зайдет в алтарь.

7.Тропари и кондаки. Порядок пения тропарей и кондаков необходимо согласовать с протодиаконом. По традиции, кондак на «и ныне» может петь духовенство.

8.«Господи, спаси благочестивыя» и Трисвятое. После пения кондака на «и ныне» протодиакон на солее возглашает «Господу помолимся».

Хор: «Господи помилуй» (фа-мажор или соль мажор)

Архиерей: «Яко свят еси…»

Протод.: «Господи, спаси благочестивыя»

Духовенство в алтаре: «Господи, спаси благочестивыя»

Хор: «Господи, спаси благочестивыя» (на одном аккорде!!!)

Протод.: «И услыши ны»

Духовенство в алтаре: «И услыши ны»

Хор: «И услыши ны»

Протод.: «И во веки веков»

Хор: «Аминь» и поет Трисвятое (болгарского напева) ОДИН раз

Духовенство в алтаре: Трисвятое ОДИН раз

Хор: Трисвятое ОДИН раз

Архиерей: «Призри с небесе, Боже…»

Хор (или трио) после архиерея: «Агиос Афеос…» (напев гефсиманского скита либо другой вариант, но в той же тональности). Темп пения желательно сопоставлять с действиями архиерея следующим образом: «Агиос о Феос» - архиерей осеняет трикирием и крестом народ справа, «Агиос Исхирос» - архиерей осеняет народ слева, «Агиос Афанатос» - архиерей осеняет народ по центру, «елеисон имас» - архиерей осеняет духовенство в алтаре. Затем хор сразу же поет Тривятое (болгарского напева) ОДИН раз.

Духовенство в алтаре: Трисвятое ОДИН раз

Хор: Слава и ныне. Повторяет с середины «Святый безсмертный…» и еще один раз полностью.

NB! Существуют разные традиции исполнения Трисвятого на архиерейской литургии (пение «читком» в отдельные моменты или другие напевы). Выше приведена практика Ростовской и Новочеркасской епархии.

Основные ошибки: А) хор поет слишком медленно. После того как хор спел Трисвятое в первый раз, регент должен обратить внимание на темп пения духовенства. Хор должен петь немного живее, нежели алтарь. Б) регент «потерялся» в порядке пения (тут уж ничего не поделаешь – нужно быть внимательным).

9. Прокимен. Прокимен поется как обычно. Темп пения зависит от размеров алтаря и напева прокимна. Желательно, чтобы диакон успел совершить каждение алтаря во время пения прокимна.

10.Аллилуарий. Необходимо петь дольше, нежели на обычной литургии, поскольку протодиакону нужно дойти до кафедры, где на архиерейской литургии читается Евангелие (на что влияют размеры храма). Ориентир для завершения: протодиакон поднялся на кафедру и поставил Евангелие на аналой. Уместно использовать более торжественные и музыкально развитые распевы аллилуария (но не обязательно).

11.Опевы Евангелия. «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе» после чтения Евангелия необходимо петь довольно протяжно, поскольку протодиакону необходимо закрыть Евангелие и дойти до царских врат (опять же влияет размер храма). Как только архиерею подали дикирий и трикирий, хор должен незамедлительно спеть «Ис полла эти дэспота» краткое во время осенения архиереем молящихся.

Основные ошибки: Хор поет «Слава Тебе…» слишком долго, архиерей успевает осенить народ до окончания пения (а регент не замечает, поскольку стоит спиной к алтарю и не оборачивается!). В таком случае уже не нужно петь «ис полла», ибо не зачем.

12.Сугубая ектиния. На прошении «Еще молимся о великом господине…» «Господи помилуй» сначала запевает духовенство в алтаре Киевским распевом. После духовенства или, перебивая его, поет хор, по возможности, так же Киевским распевом.

NB! Духовенство обычно поет в до-мажоре, поэтому ектинию желательно петь в той же тональности, но необязательно.

13. Херувимскую песнь на архиерейской литургии необходимо петь значительно дольше, поскольку архиерей завершает проскомидию у жертвенника. Определенную трудность для регента представляет тот факт, что ему не видно происходящее в алтаре и приходится ориентироваться по большей части интуитивно или «на авось». Для того, чтобы максимально вовремя завершить первую часть херувимской, регенту необходимо продумать несколько вариантов реприз различной длины и отработать их с хором (небольшой и довольно ненадежной, но все же подсказкой для регента является звук каждения у жертвенника — это значит, что до выхода священнослужителей из алтаря осталось около одной минуты).

NB! Также нужно учитывать, что сам вход на архиерейской литургии продолжительнее. Если регент увидел, что открылась северная дверь и оттуда выходят ипподиаконы, то это не значит, что пение нужно прекращать прямо сейчас. Сначала выходят ипподиаконы, потом диаконы и священники, подходят к царским вратам, где диакон становится на колено. В это время архиерей подходит от жертвенника к престолу, где принимает кадило и кадит дискос и протодиакона через царские врата, отдает кадило и принимает дискос у протодиакона. Все это занимает определенное время и дает возможность регенту сориентироваться.

После поминовения архиереем «Великого господина…» хор протяжно поет «Аминь» (в это время архиерей заносит дискос в алтарь, ставит на престол, берет кадило и кадит священника). После второго поминовения архиереем хор снова поет «Аминь» и сразу «Яко да царя…» Вторая часть херувимской поется несколько подвижнее. По окончании архиерей выходит на солею, берет дикирий и трикирий и осеняет народ – хор сопровождает его пением «ис полла» краткого (в точности как после чтения Евангелия).

Основные ошибки: А) Регент забывает про то, что «аминь» поется два раза и после первого хор сразу запевает «Яко да Царя…» (особенно если регент стоит спиной к алтарю и не оборачивается!!!) Б) Регент заранее не продумал репризы и ферматы, либо не отработал их с хором. Как следствие, хор красиво допевает первую часть херувимской песни, а из алтаря еще никто не вышел. Возникает заметная пауза, разбавляемая громким шепотом регента с подниманием нот и указанием в них пальцем для хора откуда нужно повторять (не то что бы критично, но некрасиво). В) Регент увлекается пением «Яко да Царя…», архиерей устает ждать, выходит на солею и осеняет народ. В этом случае нужно спокойно допеть до конца и «ис полла» краткое уже не петь.

NB! Во избежание ненужных заминок между окончанием «Яко да Царя…» и «ис полла», а также «ис полла» и просительной ектинией желательно заранее продумать их тональный план.

Далее литургия идет обычным порядком.

14. «Выкличка». По окончании «Достойно есть…» или задостойника диакон возглашает «и всех и вся», хор повторяет. Далее следует так называемая «выкличка»: архиерей поминает патриарха, старший священник поминает архиерея и затем протодиакон поминает всех, заканчивая словами «и о всех, и за вся». Хор отвечает: «и о всех, и за вся».

15.Запричастный концерт (не обязателен!). Исполняется 1-2 произведения, после чего выходит священник на проповедь.

16. Причащение мирян происходит обычным порядком

17. После «Спаси, Боже, люди твоя…» архиерей осеняет народ дикирием и трикирием. Хор сопровождает его действие кратким «ис полла» и сразу поет «Видехом Свет Истинный…» в обычном темпе и далее завершает литургию как обычно.

NB! 33-й псалом не поется!!!

17. Отпуст. Текст «Великого Господина…» при необходимости уточнения титулатуры архиерея согласовать с протодиаконом. Перед «Великого Господина» петь «Аминь» не нужно!

NB! Перед службой уточнить у протодиакона, буде ли он возглашать «многолетие»! Если будет, то «Великого Господина…» не поется! В таком случае после проповеди поется «исполла» краткое.

18.После отпуста обычно сначала говорит приветственную речь настоятель, затем митрополит.

NB! Никаких многолетий во время речи настоятеля и митрополита петь не нужно! Многолетие может возгласить только протодиакон!

Когда митрополит подает крест для целования духовенству, хор запевает трио «ис полла» Бортнянского тем же порядком, как и на литургии.

Крестный ход

В случае, если предполагается крестный ход после литургии:

1.Хор поет ДВА раза «Буди имя Господне…» и запевает тропарь праздника. Далее может быть два варианта: либо хор многократно поет во время крестного хода тропарь, либо духовенство запевает «запевы», которые хор повторяет. Этот вопрос требуется согласовать с протодиаконом.

2. Первая остановка с южной стороны храма. Диакон возглашает «Господу помолимся, рцем вси», на что хор отвечает «Господи, помилуй» 3р. Вторая остановка за алтарной частью. Диакон: «Вонмем, премудрость, вонмем. Покимен…» и далее прокимен (обычно тот, который был на утрени всенощного бдения накануне), «всякое дыхание» и чтение Евангелия как на утрени.

NB! Петь «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» после чтения Евангелия следует протяжно, ориентируясь на диакона (он должен успеть отдать Евангелие, надеть камилавку и взять у пономаря свечу и кадило) и далее диакон: «Господу помолимся, рцем вси».

Третья и четвертая остановки идентично первой.

После входа в храм, когда архиерей поднимется на солею, хор поет «Буди имя Господне» за третьим разом и далее окончание, как указано выше.

Во время крестного хода хор идет сразу за архиереем!!!

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

Изначально нужно уточнить у протодиакона, будет ли встреча архиерея перед бдением.

Если будет, то порядок действий следующий:

1.«От восток…» - как и на встрече перед литургией

2.Тропарь святому (если престольный праздник) или празднику – поется сразу после «От восток…» в размеренном темпе. Архиерей в это время прикладывается к иконам. Закончить нужно, когда он поднимется на солею.

3.«Тон дэспотин» - как и на встрече перед литургией.

Само всенощное бдение при служении архиерея имеет не так уж много особенностей:

1.Стихиры на «Господи воззвах» - количество стихир определяется из скорости каждения диаконом. Как только диакон поднимется на солею, то следующую стихиру петь на «Славу». Стихира на «и ныне» поется дольше чем обычно: диакон подходит к царским вратам, кадит иконы, входит в алтарь, где кадит престол и архиерея, затем архиерей благословляет «вход», диакон выходит через царские врата, кадит предстоятеля и только затем возглашает «премудрость, прости». В данном случае лучше выбрать темп с «запасом».

2.«Сподоби Господи…», по традиции, может петь духовенство в алтаре. Необходимо уточнить у протодиакона перед службой.

 

 

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

Встреча архиерея на Литургии Преждеосвященных Даров изобилует многообразием практик и рекомендаций, которые предлагает всезнающий интернет любому дерзнувшему задаться этим вопросом. А уж в соответствующих тематических ветках различных регентско-певческих интернет-сообществ под вопросами вроде «настоятель сказал, что к нам на Страстной архиерей приедет. Что делать?» порой начинается настоящий хаос с не всегда корректными по форме выяснениями у кого в епархии правильно, а у кого не очень и вообще «по Уставу так не положено!!!».

Вопрос о том, как там положено по Уставу и почему положено делать не так как положено по Уставу пока оставим для интернет-регентов, а сами обратимся к практике.

  1. Часы и Изобразительны совершаются без архиерея. Совершить их нужно до означенного времени его приезда (обычно это 10.00).
  2. При входе архиерея в храм диакон не возглашает «Премудрость», а хор сразу запевает покаянные тропари «Помилуй нас, Господи…» на 6-й глас в медленном темпе (ориентироваться можно на длительность 3 мин 30-40 сек). Ориентир для окончания – архиерей поднимается на солею и надевает клобук.

NB! В случае, если регенту не видно вход в храм со своего места, то необходимо либо договориться с диаконом о условном знаке для начала пения, либо попросить кого-либо из певчих или пономарей подать сигнал о том, что архиерей вошел в храм.

  1. «Тон дэспотин». Сразу после покаянных тропарей архиерей поворачивается лицом к народу и испрашивает прощения. Регент должен ПОДОЖДАТЬ несколько секунд, пока протодиакон не ответит: «Бог простит тя, (высоко)преосвященнейший владыко…» и затем хор поет «тон дэспотин» постовым напевом.
  2. «На гору Сион» поется сразу после «тон дэспотин» в энергичном темпе. Ориентир для завершения: архиерей снимает рясу. Диакона поднимают кадила, архиерей их благословляет. К этому моменту желательно завершить.

NB! В данном случае лучше закончить несколько ранее, потянув последние такты, ориентируясь на архиерея.

  1. Облачение:

А) на 1-й седмице Великого Поста, по традиции, поются ирмосы Великого канона Андрея Критского.

Б) в остальное время до Страстной седмицы поется «Свыше пророцы…» либо все те же ирмосы Великого канона

В) на Страстной седмице поется тропарь «Се Жених грядет в полунощи…»

Хор начинает петь сразу после того, как диакон возгласит «Господу помолимся». Ориентир для завершения: архиерей надевает митру. К этому моменту желательно окончить песнопение.

  1. «Тон дэспотин». После облачения архиерея диакон возглашает «Господу помолимся!» и громко читает молитву на дикирий и трикирий «тако да просветится свет твой…»  ХОР ЖДЕТ ОКОНЧАНИЯ МОЛИТВЫ и только после этого неспешно поет «Тон дэспотин» (можно как постовым напевом, так и иным соответствующим сдержанному характеру великопостных богослужений)

 

Литургия Преждеосвященных Даров

  1. После «Благословенно Царство…» спеть «Аминь» торжественно и протяжно, чтобы священник, протодиакон и ипподиаконы успели поклониться архиерею.
  2. После «Аминь» чтец сразу начинает читать антифоны, в роли которых выступает разделенная на три части 18-я кафизма.
  3. ! Как только диакон выходит из алтаря, чтец дочитывает предложение и сразу читает «Слава и ныне. Аллилуйа…», после чего диакон возглашает малую ектинию.
  4. Стихиры на «Господи воззвах» - количество стихир определяется исходя из скорости каждения диаконом. Ориентир: последнюю стихиру на «и ныне» необходимо начать петь не ранее, чем диакон зайдет в алтарь после каждения храма.
  5. ! Петь «Положи, Господи, хранение устом моим…» не нужно!!!

Стихира на «и ныне» поется протяжно. В это время духовенство прикладывается к Престолу, исходит северной дверью на солею, спускается к кафедре, диакон подает архиерею Евангелие для целования. Приблизительно к этому моменту необходимо закончить пение.

  1. Свете Тихий поется по образцу «приидите поклонимся» на три части: после возгласа протодиакона «Премудрость, про́сти!» духовенство запевает «Свете Тихий» на 6-й глас (в соль- или ля-миноре). Как и в случае с «приидите поклонимся» этот момент требует от регента и хора определенной устойчивости и уверенности по ряду причин. Далеко не всегда духовенство поет стройно и красиво вплоть до того, что невозможно определить тональность. В таком случае нужно ориентироваться на соль- или ля-минор. Если же духовенство запело стройно, то регенту необходимо запомнить их тональность. Когда протодиакон входит с Евангелием в царские врата, хор должен ПЕРЕБИТЬ духовество, что бы оно ни пело, и запеть НЕ СНАЧАЛА, а со слов «достоин еси во вся времена» (в музыкальном плане – с первого колена 6-го гласа) в чуть более быстром темпе, нежели духовенство. Ориентир для завершения: архиерей заходит в алтарь и принимает кадило. Раньше заканчивать не желательно. В этом случае лучше несколько «перетянуть». Духовенство также пропевает вслед за хором «достоин еси во вся времена…»
  2. .«Ис полла» (трио). Поется так же, как и на обычной архиерейской литургии. После того как духовенство допоет «достоин еси во вся времена…», трио (либо весь хор, если он не большой) начинает петь «ис полла эти дэспота». В случае, если размер хора позволяет выделить троих «исполлатчиков», то они должны заранее спуститься с клироса и выстроиться перед солеёй. «Ис полла» во время каждения поется негромко и неторопливо. Начинать петь «большое» «ис полла» следует не ранее, чем когда протодиакон зайдет в алтарь! После хора духовенство так же поет «большое» «ис полла», после чего его еще раз поет хор.
  3. ! Учитывая постовой характер богослужения, «большое» «ис полла» следует петь без излишнего форсирования звука.
  4. Паримии. Прокимны на паримиях можно петь как на глас, так и постовым напевом. Обязательно согласовать с чтецом прокимны пред службой!
  5. «Да исправится..» Во время чтения второй паримии трио становится за чтецом (если хор небольшой, то можно петь с клироса). После паримии диакон возглашает «премудрость!» и хор поет «Да исправится».
  6. ! Не нужно устраивать из «Да исправится..» отдельный концерт в составе богослужения с демонстрацией недосягаемой крутости исполнительского мастерства. «Да исправится..» - это прокимен. Очень трогательный и символичный, но, тем не менее, прокимен.
  7. Сугубая ектиния и ектиния об оглашенных (+ ектиния о готовящихся к просвещению со среды Крестопоклонной седмицы). Произносится в обычном порядке без пения в алтаре.
  8. ! В случае, если святой имеет знак полиелея, то после чтения архиереем молитвы Ефрема Сирина диакон возглавшает «вонмем» и далее чтение Апостола и Евангелия как и на обычной архиерейской литургии.

В первые три дня Страстной седмицы на Литургии Преждеосвященных Даров читаются Евангелия. После молитвы Ефрема Сирина диакон «и о сподобитися нам…», «премудрость прости, услышим…» и чтение Евангелия.

После чтения Евангелия «Слава Тебе Господи..» поется протяжно, пока диакон не зайдет в алтарь, после чего «ис полла..» постовым напевом во время осенения архиереем молящихся дикирием и трикирием.

  1. «Ныне силы…». Темп исполнения при служении архиерея, в отличии от херувимской песни, не имеет особых отличий от иерейского служения!!! Первую часть необходимо завершить, приблизительно, когда архиерей принимает дискос от диакона в царских вратах. Если завершили раньше, то следует подождать, пока архиерей примет дискос и затем запеть «верою и любовию…» После окончания «Ныне силы…» архиерей читает молитву Ефрема Сирина и выходит на солею, где осеняет молящихся дикирием и трикирием. Во время осенения хор поет «ис полла эти дэспота» постовым напевом!
  2.  Просительная ектиния. Произносится обычным порядком. Отче Наш поет хор!!! одним из постовых вариантов.
  3. ! Запричастный концерт не обязателен!
  4.  Причастие и окончание.

Диакон: «Со страхом Божиим…»

Хор: «Благословлю Господа…»

После причащения архирей: «Спаси, Боже, люди Твоя…»

Хор: «ис полла эти дэспота» постовым напевом и сразу «Хлеб Небесный…»

Священник: «Всегда, ныне и присно…»

Хор: «Аминь. Да исполнятся…»

Ектиния «Прости приимше…» и заамвонная молитва.

33-й псалом не поется!!!

По отпусте: «Великого Господина…»

 

Особенности Божественной литургии архиерейским чином в период Светлой седмицы

Встреча архиерея

  1. Вместо «от восток…» поется тропарь Пасхи
  2. Вместо «Достойно есть» - задостойник Пасхи
  3. На облачении – ирмосы Пасхи

Божественная литургия

  1. После «Благословенно Царство…» духовенство поет тропарь Пасхи 3р.

Хор повторяет тропарь 3р. (в это время архиерей спускается с кафедры и входит в алтарь)

Духовенство в алтаре: «Да воскреснет Бог…»

Хор: тропарь Пасхи

Духовенство: «Яко исчезает дым…»

Хор: тропарь Пасхи

Духовенство: «Тако да погибнут грешницы…»

Хор: тропарь Пасхи

Духовенство: «Сей день его же…»

Хор: тропарь Пасхи

Духовенство: «Слава…»

Хор: тропарь Пасхи

Духовенство: «и ныне»

Хор: тропарь Пасхи

Далее архиерей христосуется с народом, после чего духовенство запевает «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ»

Хор: «и сущим во гробех живот даровав»

Далее мирная ектиния.

  1. ! В вышеописанном пасхальном начале богослужения тропарь Пасхи поется ТОЛЬКО обиходным напевом.
  1. Антифоны Пасхи
  2. «Приидите поклонимся…» поется обычным архиерейским чином: духовенство-хор-духовенство.
  3. Вместо Трисвятого – «Елицы…»
  4. Задостойник Пасхи
  5. Во время проповеди хор должен приготовиться к крестному ходу: встать у выхода в притвор.
  6. После «Со страхом Божиим…» - тропарь Пасхи единожды
  7. Во время причащения на некоторых приходах существует традиция петь тропарь пасхи вместо «Тело Христово...». Делать этого не следует, поскольку «Тело Христово…» — это причастен Пасхи, замена которого на что-либо ничем не оправдана.
  8. После «Со страхом Божиим…» - тропарь Пасхи единожды
  9. После «Спаси Боже, люди Твоя…» - ис полла краткое и тропарь пасхи единожды.
  10. После «Всегда, ныне и присно…» - «Аминь» и тропарь Пасхи единожды
  11. Крестный ход: во время чтения заамвонной молитвы духовенство исходит в храм. Хор поет «Аминь» и тропарь Пасхи 3р. (поскору), после чего запевает ирмосы пасхального канона. Во время крестного хода хор идет сразу за архиереем!

Первая остановка с южной стороны храма. Диакон возглашает «Господу помолимся, рцем вси», на что хор поет тропарь Пасхи 3р (поскору). Вторая остановка за алтарной частью. Диакон: «Вонмем, премудрость, вонмем. Покимен…» и далее прокимен Пасхи «Сей день...» и чтение Евангелия

  1. ! Петь «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» после чтения Евангелия следует протяжно, ориентируясь на диакона (он должен успеть отдать Евангелие, надеть камилавку и взять у пономаря свечу и кадило) и далее диакон: «Господу помолимся, рцем вси».

Третья и четвертая остановки идентично первой.

После входа в храм хор должен закончить пение, когда архиерей поднимется на солею.

«Благословение Господне на вас..»

Хор: Аминь

Духовенство: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ»

Хор: «и сущим во гробех живот даровав»

После отпуста: тропарь Пасхи 3р. (поскору), «и нам дарова живот вечный…»

 

Освящение храма

Да поможет вам Господь! Сам всё время путаюсь…