Регент хора Духовенства Новгородской епархии Диакон Андрей Кауров. Доклад участника III Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви.
Народное пение за Божественной литургией в Новгородской епархии имеет уже пятнадцатилетнюю историю. Инициатором задуманного дела был и остается митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий).
- Я помню, как в Ташкенте весь храм пел Акафист. Это было совершенно удивительно, такого я нигде не встречал. Каждый человек, находящийся в храме, пел, - вспоминал в 2008 году архиепископ Лев. – Нужно и у нас в Новгороде организовать народное пение.
Традиция пения Акафиста всеми прихожанами в Ташкентском кафедральном соборе восходила к традициям, привезенным ссыльными в годы репрессий. Известно, что в Средней Азии в те годы сосредоточилось большое количество верующих людей со всей Советской России. Это были епископы, священнослужители и простые прихожане. Именно они привезли сюда эту традицию, а в конце восьмидесятых ее застал молодой епископ Лев. Он возглавлял Ташкентскую епархию с 1988 по 1991 год, память о которой сохранил на многие годы.
В 2008 году было решено наладить народное пение в Великом Новгороде. И не в Акафисте, а в архиерейской Божественной литургии. Для воплощения эксперимента в жизнь был выбран хор, который был готов к новшествам. Это был мужской хор Новгородского Духовного Училища, который сопровождал архиерея в поездках по Новгородской епархии.
При подготовке к первым «народным» литургиям сразу же возник важный вопрос:
- Какие песнопения в архиерейской Божественной литургии может петь народ?
Известно, что есть ряд песнопений, которые неподготовленный народ не может спеть. К примеру, Встреча архиерея. – Понятно, что встречу должен петь подготовленный хор. В число подобных песнопений вошли трио «Ис полла эти деспота» и «Агиос», тропари и кондаки, прокимны, а также короткие «исполла» после Евангелия и Херувимской, в том числе и хиротония, если она есть.
Так какие же песнопения петь народу? Милость Мира? Достойно есть? Ни в коем случае! А вот ектении!.. Это возможно. Попробовали – пошло. Мирная ектения, две малых, сугубая, заупокойная, две просительных, а еще и Верую, да Отче наш. Народ оживился, и после богослужения стал благодарить за доверие. Казалось бы, вот оно и состоялось народное пение.
Однако практика показала, что вслед за первым следует решать и следующие вопросы:
Должен ли петь хор вместе с народом?
Практика показала, что хор должен возглавлять пение, устойчиво удерживая строй общего пения в условленной тональности. Кроме этого хор демонстрирует устои и ведет народ за собой по мелодическому рисунку.
Где должен стоять регент во время народного пения?
Прежде регент находился на клиросе перед хором. После нескольких попыток «бегания» регента от хора к народу для пения ектений и обратно к хору для пропевания сложных песнопений, пришло решение объединить хор с народом.
Хор был спущен с клироса и поставлен с аналоями под солею, спиной к народу. Регент в свою очередь нашел свое место на краю солеи лицом к хору и народу.
Понятно, что решение о перемещении хористов с клироса в народ имело за собой некоторые последствия, первое из них – недовольство хористов. Ни один профессиональный хор не пожелает спускаться с клироса. В нашем случае, на это были способны только студенты, мнения которых никто и не спрашивал. Однако, чтобы понимать широту проблемы, связанную с перестановкой хора, нужно объективно оценивать тот «интонационный багаж», который слышат певчие за своей спиной при подобной расстановке хора, особенно в первые годы нашего эксперимента.
Поэтому сразу нужно было решать еще одну важную задачу.
Каков должен быть репертуар ектений? Известно, что мелодий ектений очень много.
Опыт показал, что ектении должны быть самыми простыми. А именно. Должна звучать большая терция и этого вполне достаточно, тем более, что опыт пения народом Верую и Отче наш дал прихожанам понятие терции, осталось только держаться этой традиции. К примеру, при пении хора в положении квинты желающие петь прихожане будут озадачены. Когда же им слышны тоника и терция, основная масса прихожан обязательно подхватывает терцовый тон, даже мужчины, и лишь небольшая часть молящихся слышат тонику и поют ее.
В ходе эксперимента стало понятно, что все ектении в литургии должны быть одинаковыми. Хористы и регент должен забыть о Виленских, Грузинских и тому подобных распевах.
Ектения должна звучать следующим образом.
Мелодия самая простая – тоника, большая секунда вверх и возвращение в тонику. Соответственно, у верхней партии – малая секунда вверх и обратно. Это вся мелодия. Во всех ектениях Божественной литургии.
Однако, об этом еще нужно договориться с народом.
Вот тут вступает еще одна структурная организационная необходимость – Вступительная речь или Проповедь.
В проповеди регент, которому предстоит общаться с народом должен выполнить несколько задач:
Понятно, что Регент должен быть подготовлен к этой проповеди или вступительной речи, как теоретически, так и практически.
Так прошел год нашего эксперимента по внедрению народного пения во всех храмах и соборах новгородской архиепископии. Однако, правящий архиерей не собирался успокаиваться на достигнутых успехах. Он благословил обдумать возможность народого пения во время всего хода Божественной литургии.
Тут всколыхнулась новая волна противления хористов: они уже смирились с пением ектений, но отдавать народу любимые песнопения им было сложно. А ьем временем уже шла работа над новыми задачами:
Для первых антифонов был выбран первый тропарный глас. Теперь в проповеди перед литургией регент напевал прихожанам не только ектению, но и обучал людей двустрочному построению этого гласа, убеждая прихожан в совершенной несложности этой мелодии. Кроме этого демонстрировал Болгарский распев «Святый Божий, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Выяснилось, что Обиходную мелодию «Единородный Сыне» напевать не следует. Напетая до литургии мелодия не остается в памяти, а вот когда эта несложная мелодическая конструкция, построенная на длинных читках, следует в ходе Богослужения сразу же по окончании «Хвали, душе моя Господа», народ ее без труда подхватывает и с энтузиазмом поет.
Сложным оказался поиск Херувимской песни, Милости Мира и Достойно есть. Главным критерием первоначального поиска была простота мелодии и доступность для исполнения неподготовленными исполнителями. Вопрос завис, угрожая остаться неразрешенным. Тут сам архиепископ Лев одним росчерком разрешил все сомнения. Он, узнав о затянувшихся поисках, как-то мимоходом сказал: Херувимская Старо-Симоновская, Милость Мира Феофановская, Достойно есть – Киевская!
Недоумение регента о сложности мелодий этих песнопений Владыка спокойно отмел одним точным замечанием:
- Зато эти мелодии знает вся страна!
Практика показала, что он оказался прав. Витиеватые мелодии этих песнопений известны всем. Народ любого прихода в основной массе их действительно знает и готов петь.
Тут следует добавить одно статистическое наблюдение. Ко второй половине службы народ начинает уставать петь. Если в начале богослужения поют 80% прихожан, то к середине литургии по причине естественной усталости, поет уже меньше людей, примерно 50% присутствующих. К началу Херувимской, часть из этих поющих 50%, услышав замысловатость мелодий, исполняемых хором, смолкает. По этой причине Херувимскую, Милдость Мира поют 25-30% присутствующих прихожан (в основном те, кто действительно знаком с этими мелодиями и умеет их подхватить). Все же остальные оживляются на Достойно есть и снова на ектениях, Так мы возвращаемся к первоначальным 80%. Надо сказать, что стопроцентное пение происходит только на Верую и Отче наш. Понятно, что это дань многолетней традиции.
Теперь мы можем убедительно говорить, что смогли установить новую традицию. Пятнадцатилетний опыт народного пения на архиерейской литургии сам уже стал традицией в Новгородской митрополии. Систематическое пение одних и тех же мелодий в течение многих лет сделало свое дело:
Те, кто боялся петь, уже давно поют!
Те, кто не знал мелодий, теперь их знает!
Книжки. Понятно, что с момента перехода с первого этапа на второй, а именно, с пения народом только ектений на пение народом всей литургии требовало создания неких книжек. В 2010 году они были разработаны. Поначалу предполагалось включить в них слова всех песнопений. Но Митрополит Лев решительно отверг половинчатые решения. В состав книжек должен входить весь текст Божественной литургии: диаконские прошения, священнические молитвы и гимны. Все то, что поется в литургии, решено было выделить более крупным, более жирным шрифтом.
Первая тысяча книжек вышла в 2010 году. Она довольно дорого обошлась, так как заказ на их печать был предоставлен одной из городских частных типографий. Так как архиепископ предполагал раздавать книжки народу, и, по понятным причинам, через два-три месяца от первого тиража ничего не осталось.
Это обстоятельство стало началом организации епархиальной типографии, первым заказом которой стал выпуск книжек «Божественная литургия». Трудно подсчитать сколько книжек выпущено за годы существования типографии. Десятки тысяч, раздаваемых бесплатно. Кажется, за эти годы храмы митрополии должны быть перенасыщены книжками. В некоторой степени так и произошло - многие прихожане, когда им перед службой предлагают книжку, говорят: «У меня уже есть» или «Я уже все знаю наизусть». Согласитесь, эти слова радостно слышать. Можно констатировать, что одна из целей митрополита по организации народного пения выполнена: «На Божественной литургии не должно быть сторонних наблюдателей. Все, пришедшие в храм, должны быть полноценными участниками этого самого главного в жизни каждого христианина таинственного действа. Все должны знать литургию!»
Однако есть в Новгородской области такие места, которые, словно, некие порталы, соединяют нашу митрополию со всей Россией. Это Свято-Преображенский Варлаамо-Хутынский монастырь, это Валдайский Иверский Богородицкий монастырь, Свято-Преображенский Леохновский мужской монастырь, Николо-Косинский монастырь, и, наконец, Георгиевский храм в городе Старая Русса, где находится Старорусская икона Божией Матери. Побывав здесь на архиерейском богослужении паломники из других мест развозят по всей стране наши книжки, выпрашивая по окончании службы для своих приходов дополнительные экземпляры книжек. Так что работы у нашей епархиальной типографии будет всегда много.
Касательно, темы руководства народом перед литургией и во время нее, нами была разработана структура или последовательность действий:
Таковы общие места наших наработок в воплощении народного пения в архиерейской службе. Надо сказать, что эксперимент продолжается и сейчас. Так, в последние два года мы разработали систему работы с народом в пасхальные дни: имеется в виду служба Пасхальных часов. Митрополит всю светлую седмицу служит в разных храмах митрополии и перед литургией народ с большим воодушевлением поет Пасхальные часы, разумеется с помощью хора и разработанных нами и изданных нашей типографией листков.
По благословению Патриарха с началом СВО во всех храмах страны читается Канон Богородицы о умиротворении наших народов. И в этом случае были разработаны книжки, они также раздаются народу. Владыка читает канон, народ поет после каждого тропаря «Пресвятая Богородица, спаси нас», «Слава…», «Ныне», седален, кондак, Царице моя Преблагая. В последнее время мы заметили, что прихожане уже подхватывают довольно сложные Ирмосы канона восьмого ирмосного гласа и величание.
Не остались в стороне и Акафисты. У Старорусской иконы Божией Матери в дни ее празднования под предводительством Митрополита Новгородского и Старорусского Льва народ поет Акафист.
Таковы на данный момент результаты нашего эксперимента, начатого пятнадцать лет назад в Новгородской епархии. Нужно сказать, что храмы митрополии довольно дружно подхватили инициативу архиерейских богослужений, и теперь в некоторых из них есть народные хоры. А в сетке седмичного расписания служб этих храмов есть дни, выделенные для пения народным хором.
И еще очень важное достижение. Некогда профессиональные певчие тех храмов, куда приезжал архиерей, не желали петь народную литургию и стояли в стороне во время этого действа. Теперь все они поют вместе с мужским хором, что делает певчих и регентов всей епархии дружнее.