Беневский (Хорошевич-Терницкий) Василий Дмитриевич

Беневский (Хорошевич-Терницкий) Василий Дмитриевич (14.08.1864, с. Антиповка Камышинского у. Саратовской губ.- 28.11.1930, Ставрополь), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог. 

В 1874 г. окончил Камышинское ДУ, в 1887 г.- Астраханскую ДС. С янв. по май 1887 г. помощник регента архиерейского хора в Астрахани. С 1887 г. преподавал пение в Камышинском ДУ, с 1889 г.- в реальном уч-ще Астрахани. С авг. 1890 г. жил в Ставрополе, преподавал пение в епархиальном уч-ще, ДС (1891-1909), учительской семинарии (1906-1920), учительском (затем педагогическом) ин-те (1912-1920), Ин-те народного образования (1920-1923), муз. техникуме (1923-1929). В 1908 г. председатель Ставропольского церковно-певч. об-ва. С 1888 г. выступал как хоровой дирижер в концертах; 20 марта 1903 г. был исполнен «Реквием» Л. Керубини с участием хора А. А. Кошица. Духовно-муз. переложения Б. просты по гармонии и фактуре, написаны в традициях обиходного пения, нек-рые - в концертном стиле. Остались неизданными: «Духовно-музыкальные переложения из всенощного бдения» (50 номеров), «Ирмосы праздничные разных распевов с задостойниками греческого распева для однородного хора», «Пение в Св. Четыредесятницу для однородного хора», «Литургия св. Иоанна Златоуста для смешанного хора», а также его учебное пособие «Церковник: Уроки церковного пения для начальных школ» (Музыкальные соч. и переложения В. Д. Беневского. С. 23-25, 27). В сер. 50-х гг. XX в. О. И. Кудрявцева подготовила материалы для книги о Б., к-рая осталась неизданной (материалы хранятся в архиве Б.- ГЦММК. Ф. 400).

Соч.: Духовно-муз. соч.: [Вып. 1: Для смешанного хора:] «Ныне отпущаеши» № 1, «Хвалите имя Господне», «Милость мира», «Ныне отпущаеши» № 2. М., 1888; [Вып. 2: Песнопения литургии для однородного хора, 21 номер]. М., 1896 (изд. П. И. Юргенсона); [Вып. 3: 5 номеров. 1901]; [Вып. 4: Для смешанного хора:] «Ныне отпущаеши» № 3, Кондак Архистратигу Михаилу (с припевами), «Ныне отпущаеши» № 4, «Хвалите имя Господне» № 2, «Тебе Бога хвалим» (обычного напева), М., 1912; Ирмосы воскресные (для жен. или муж. хора). М., 1893; Ирмосы воскресные. [1901]; Церковное осмогласие. Вып. 1: Стихиры воскресны на «Господи, воззвах» с запевами, богородичными и стихиры на стиховне Киевского и обычного распевов; Вып. 2: Тропари воскресны на «Бог Господь» с богородичными разных распевов. [1901].
 
Лит.: Лисицын М., прот. Краткий обзор новейшей духовно-муз. лит-ры: Беневский // Народное образование. 1898. № 4. С. 153-157; он же. Обзор. С. 41-48; Музыкальные соч. и переложения В. Д. Беневского (Хорошевич-Терницкого). Ставрополь, 19146; Кошиць О. Листи до друга, 1904-1931 / Упоряд., комент., вступ. ст. Л. О. Пархоменко. К., 1998.
Н. Ю. Плотникова
Источник: Электронная версия Православной энциклопедии
 

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ БЕНЕВСКИЙ

Песня, для кого же
В сердце ты слагалась –
Нежно так рыдала,
Звонко так смеялась…

И. Понятовский

В начале февраля Россия отдавала долг памяти подвигу русских моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», сто лет назад принявших бой с японской эскадрой в бухте Чемульпо. Подвиг этот, вызвавший подъем патриотических чувств в России, воспет во многих песнях и балладах. Но самой первой стала песня-гимн «Варяг» («Плещут холодные волны»), написанная на стихи Я. Репнинского учителем музыки из губернского города Ставрополя В. Д. Беневским. Газета «Приазовский край» в 1904 году писала: «В концерте 18 июля (в Ставрополе) наибольший успех выпал на долю собственного музыкального произведения господина Беневского… Я не берусь судить о музыкальных достоинствах произведения  господина Беневского. Но не могу сказать, что я не был растроган до глубины души, слушая нежные звуки, которые неслись в партер со сцены и которые заставили меня совершенно забыть о том, где я нахожусь. Я был унесен далеко – далеко туда, где каждый день льется русская кровь, и, кажется, в первый раз в жизни с такой силой почувствовал, что значит умирать за родину, за ее честь. Никогда ни музыка, ни пение не производили на меня такого чарующего впечатления, и никогда еще я не отдавался до такой степени во власть звуков…» Автором статьи был писатель-демократ Я. В. Абрамов.

В том же  1904 году песня «Варяг» была издана в Москве. А вскоре после ее первого исполнения в актовом зале Ставропольской мужской классической гимназии состоялось чествование автора. В присутствии генерал-губернатора Вельяминова, архиепископа Агафодора, общественности города ему был вручен диплом Императорского Русского музыкального общества и Золотая дирижерская палочка. Искренность, глубина и мелодичность сделали песню Беневского поистине народной.

Василий Дмитриевич Беневский родился 2 (14) августа 1864 года в селе Антоновка Камышинского уезда Саратовской губернии в семье потомственных священнослужителей.

Его отец, обладавший прекрасным голосом, создал из прихожан церковный хор, пение которого запало в душу юного Василия и определило выбор жизненного пути.

Детские и юношеские годы Беневского прошли на Волге, он окончил Камышинское духовное училище и продолжил обучение в Астраханской духовной семинарии, где углубленно изучал историю и теорию духовной музыки. В стенах семинарии им были написаны первые музыкальные произведения под псевдонимом В. Д. Хорошевич-Терницкий. На последнем курсе семинарии В. Беневский решил продолжить музыкальное образование в Московской консерватории. Он отправил  несколько своих романсов и письмо директору консерватории композитору С. И. Танееву с просьбой оценить их и содействовать поступлению в консерваторию на казенный счет.  Для дальнейшего обучения сам же Беневский не имел материальных средств. Получив не слишком обнадеживающий ответ из Москвы, Василий Дмитриевич решил продолжить самообразование и посвятить жизнь музыке и хоровому искусству.

В октябре 1887 года он поступил на должность учителя пения в Камышинском духовном училище, а через два года переехал в Астрахань, где преподавал хоровое пение в духовной семинарии, используя созданную им методику обучения музыке на основе старинных народных хороводов и песнопений, собирал и обрабатывал народные песни, руководил церковными хорами.

В августе 1890 года согласно прошению он был переведен на должность учителя пения в Ставропольское  женское епархиальное училище, одновременно преподавал в гимназиях города, руководил церковными хорами в Казанском кафедральном соборе и церкви Святого Андрея Первозванного. До последних дней жизни В. Д. Беневский вел музыкально-педагогическую и концертную деятельность в учебных заведениях Ставрополя.

В 1890–1891 годы он стал одним из организаторов Ставропольского кружка любителей изящных искусств, руководил его хором. При участии Беневского проводились «Летние симфонические вечера» в Воронцовской роще, благотворительные и просветительские концерты. Дружеские отношения связывали В. Беневского с К. Хетагуровым, который принимал участие в концертах, бывал у композитора дома.

В 1891 году вышел из печати сборник Беневского для четырехголосного женского хора с посвящением: «Моим ученицам – воспитанницам Ставропольского женского епархиального училища», в который вошли «Гимн родине», «Старая песня» на слова А. Кольцова и другие произведения. В 1892 году им написана песня «Бедность» на слова И. Никитина, в 1894 году – хоровое произведение «Что ты спишь, мужичок» на слова А. Кольцова.

15 августа 1894 года в Ставрополе состоялся благотворительный концерт в пользу нуждающихся студентов, среди его участников был и К. Хетагуров, подаривший хормейстеру книгу своих стихов с надписью: « Дорогому Василию Дмитриевичу Беневскому от душевно преданного ему автора. Коста».

В 1894 году В. Д. Беневский прочитал курс лекций по методике проведения практических занятий и организации детских музыкальных подвижных игр на курсах для народных и сельских учителей. В 1899 году им подготовлен и издан сборник «Слава на небе солнцу высокому», в 1901 году вышел в свет сборник детских музыкальных подвижных игр «Школьный друг» в трех томах.

В 1906 году В. Д. Беневским написана детская опера «Красный цветочек» (в трех действиях и четырех картинах на тексты К. Лукашевич), она была поставлена на сцене Ставропольской мужской гимназии 24 февраля 1910 года, а затем – в Киевской опере. Всемирный почтовый союз выпустил открытку, посвященную первой русской детской опере и ее автору.

Творческое наследие В. Д. Беневского разнообразно и обширно. Им написана еще одна детская опера – «Сказ о граде Леденце» по мотивам сербской легенды, музыкальные сборники «Народный хор», «Гудочки», «12-й год в народной песне», «Рождественская звезда», духовная музыка.

В начале XX века в России широкой известностью пользовался труд педагога-музыканта В. Д. Беневского «Метод обучения нотной грамоте и пению в народной школе». С этой методикой автор ознакомил  десятки школьных учителей на специальных семинарах, организованных в Ставрополе, Екатеринодаре, Владикавказе и Тифлисе. Методика Беневского получила распространение во многих российских городах. Благодаря ей ученики начальных школ к концу третьего года обучения свободно читали ноты с листа.

Значительное место в деятельности В. Д. Беневского занимали изучение и пропаганда народного музыкального творчества. До революции на Кавказских Минеральных Водах славился хор казаков станицы Кисловодской, в работе которого он принимал непосредственное участие.

В 1921 году Беневским были собраны и обработаны свыше 70 калмыцких песен и танцев, с которыми он познакомился во время поездки в Калмыкию по приглашению Большедербетовского улусного исполкома. Отвечая на приглашение, он писал: «Надо спешить записать еще не записанные песни, пока еще живы старые певцы, и сделать их достоянием науки и искусства. Стариков-певцов осталось мало, и – помните! – недалек тот час, когда навеки смолкнет старая песня калмыцкого народа. А вместе с ней умрет ее образный язык, умрет прежняя поэзия, прежний быт…»

С 1923 по 1929 годы В. Д. Беневский преподавал пение в ставропольских педагогическом и музыкальном техникумах. Все эти годы он вел музыкально-просветительскую деятельность, участвовал в концертах, сочинял музыку. В черновиках и набросках, сохраненных его дочерью О. В. Беневской, остались фрагменты третьей детской оперы «Снежная королева» по сказке  Г. Х. Андерсена, хоровые циклы «Времена года в русских песнях», «Песни о птицах» и другие произведения.

27 ноября 1927 года в Ставрополе отметили 40-летие музыкально-педагогической и композиторской деятельности В. Д. Беневского, воспитавшего десятки талантливых учеников, среди которых профессор Одесской консерватории К. К. Пигров, заслуженный артист РСФСР и народный артист Украины Б. В. Боголепов, известный хормейстер В. Кошиц и многие другие.

17 ноября 1928 года, несмотря на болезнь, В. Д. Беневский дирижировал хором на концерте, посвященном 100-летию со дня смерти Ф. Шуберта.

28 ноября 1930 года Василий Дмитриевич Беневский скончался в Ставрополе и был похоронен на Даниловском кладбище.

После смерти композитора его имя несколько десятилетий замалчивалось. И только с середины 60-х годов достоянием потомков стала его подвижническая деятельность в сфере музыкального творчества, образования и духовной культуры.

В 1966 году в Ставрополе в собственном доме О. В. Беневская открыла Музей музыкальной культуры Ставрополя в память об отце, куда перевезла весь его огромный архив – ноты, афиши, фотографии, клавиры, книги с дарственными надписями. Среди первых его посетителей был прославленный виолончелист М. Ростропович, работой музея и творчеством В. Д. Беневского интересовался выдающийся хоровой дирижер, народный артист СССР      А. Свешников.

Просуществовав несколько лет музей из-за недостатка материальных средств прекратил свою деятельность. О. В. Беневская часть бесценного архива отца передала в московские музеи, часть его хранится в Ставропольском краеведческом  музее им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве.

Несмотря на сложный период в жизни нашей культуры в Ставрополе помнят о деятельности благородного человека, прекрасного музыканта и педагога-просветителя В. Д. Беневского. Силами музыкантов-энтузиастов в начале 1990-х годов при Ставропольском дворце культуры и спорта профсоюзов был открыт Детский музыкальный центр имени В. Д. Беневского и поставлен детский оперный спектакль.

Созданная В. Д. Беневским уникальная методика детского музыкального образования продолжает жить и приносить добрые плоды.

Е. Б. Егорова // Ставроп. хронограф на 2004 год. – Ставрополь, 2004. – С. 155–159

Источник: Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова