Приветствие митрополита Амвросия

Приветствие митрополита Амвросия участникам круглого стола «Церковное пение в XXI веке. Взгляд в будущее»

в рамках Фестиваля современного искусства «Видеть и слышать»

Уважаемые организаторы фестиваля и участники круглого стола!

Дорогие братья и сестры!

Приветствую всех вас, собравшихся на Фестивале современного искусства «Видеть и слышать» за круглым столом «Церковное пение в XXI веке. Взгляд в будущее».

Сердечно благодарю организаторов за возможность вместе поразмышлять о величайшем сокровище Православия – церковном пении. Для меня как Председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения эта тема представляет особый интерес и особую значимость и является делом моей архипастырской ответственности.

Все мы ясно осознаем, что церковное пение – не просто музыкальное украшение богослужения. Оно – важнейший вид молитвы, облеченной в звуки, оно – богословие в мелодии, духовный мост, соединяющий землю и небо. На протяжении веков пение остается живым дыханием церковного богослужения и личной молитвы.

Древние византийские и знаменные распевы, а впоследствии и усвоенное Церковью многоголосное пение было для наших предков утешением и духовной радостью. Церковная поэзия, облеченная в правильные мелодии, была языком, на котором душа говорила с Творцом. В этих распевах запечатлелся разнообразный опыт духовного бытия Святой Руси: и суровое подвижничество северных пустынножителей, и торжество праздничных богослужений в величественных кафедральных соборах, и смиренная тихая молитва в сельских приходах.

В стремительном и шумном XXI веке, церковное пение, на мой взгляд, обретает новое, сугубо важное значение. Мы живем в мире, который некоторые исследователи справедливо характеризуют как «информационный хаос» и «сенсорный избыток». На человека ежеминутно и даже ежесекундно обрушиваются потоки разрозненных данных, его увлекает суетный ритм жизни и атакует агрессивный шум массовой культуры. В этом оглушающем вихре звуков и образов душа человека опустошается и теряет ориентиры. В таких внешних обстоятельствах церковное пение может стать своего рода «оазисом» подлинной красоты, гармонии и душевного мира. Оно способно погрузить человека в иную, высшую, онтологическую реальность, способно уврачевать раны и умиротворить дух.

Сегодня перед нами со всей остротой стоит вопрос, как сделать церковное пение близким сердцу современных молодых людей? Как пробудить в них не просто интерес, но жажду участия в соборной молитве? Этому, как мне представляется, и посвящен наш сегодняшний круглый стол. Его задача – не теоретизирование, а поиск конкретных, живых и действенных путей повышения интереса к церковному пению, особенно среди молодежи – тех, кто завтра может прийти в наши певческие школы, регентские классы и семинарии, чтобы воспринять певческую традицию и спустя время передать ее последующим поколениям.

Однако говоря о важности церковного пения, мы не должны закрывать глаза на те вызовы и проблемы, с которыми оно сталкивается внутри самой церковной ограды. Честный взгляд на эти трудности – это первый и необходимый шаг к их преодолению. Хотел бы отметить некоторые из них.

Одна из самых тонких, на мой взгляд, проблем лежит в области духовной подготовки самих певчих. К сожалению, нередко складывается ситуация, когда на клирос приходят люди, безусловно, одаренные музыкально, обладающие прекрасным слухом и голосом, но еще не обретшие, или только обретающие веру. Их служение, при всей его технической безупречности, может уподобиться прекрасно настроенному, но холодному и неодухотворенному инструменту. Но ведь клирос – это не эстрада, а место сугубого молитвенного служения. Через пение передается не только мелодия и текст, но и внутренний настрой, духовное состояние хора. Если певчий не молится, а лишь исполняет ноты, это неизбежно чувствует молящаяся община. Слух улавливает формальность, и тогда соборная молитва, которую должен возглавлять и вести за собой хор, дает трещину. Мы оказываемся перед сложной дилеммой: с одной стороны – острая нехватка профессиональных кадров, с другой – духовная глубина служения, которая не может быть заменена одной техничностью. Каждому певчему необходимо осознать, что он совершает высокое служение Богу и людям, чувствовать духовную радость и огромную ответственность от того, что ты являешься живым участником Литургии. Это ведь удивительная возможность – быть соработником священника и вместе с ним помогать общине возносить едиными устами и единым сердцем молитву Господу.

С этим тесно связан еще один вопрос. Регент-псаломщик – это все же не дирижер в светском понимании. Он должен быть первым молитвенником, умеющим «петь умом и духом». Скажем прямо, что сегодня таких регентов, истинных «богословов церковного пения» катастрофически не хватает. Зачастую руководство хором воспринимается сугубо как административно-творческая задача: знать партии, соблюсти строй, подготовить репертуар к празднику. Но где же в этой суете таинство совместной молитвы? Нам крайне необходимо возрождать этот высокий идеал и стараться готовить своего рода «духовных лидеров» певческой общины.

И еще об одном хотел бы сказать сегодня. Порой мы наблюдаем две крайности. С одной стороны – стремление к излишней, почти оперной концертности, когда сложное, многоголосное произведение исполняется виртуозно, но превращается в «услаждение слуха», затмевая собой богослужебный текст и молитвенное предстояние. С другой стороны – упрощение до примитива, когда пение становится невыразительным, монотонным, не способным донести до молящихся красоту и глубину богослужебного текста. Найти золотую середину, чтобы пение было и художественным и аскетичным, и профессиональным и смиренным, красивым, но не развлекательным, – это  великое искусство, которому нам всем предстоит учиться.

Глубоко убежден, что традиция, в том числе певческая, – это не музейный экспонат, который нужно беречь от любого прикосновения. Подлинная традиция – это живое дерево, корни которого уходят в глубь веков, а ветви тянутся ввысь. Наша задача – помочь этому дереву пустить новые побеги, зацвести для людей XXI века.

Желаю всем нам плодотворной работы, вдохновения, взаимопонимания и помощи Божией в предстоящих трудах.

С благословением, 

+Амвросий, Митрополит Тверской и Кашинский,

Председатель Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения 

при Патриархе Московском и всея Руси