Что наполняет христианскую жизнь? Какая особенная черта отличает православие? Это богослужение, изумляющее гармонией и стройностью. Еще послы князя Владимира, приехавшие в Константинополь, поразились красоте греческой службы. И прозвучало тогда под сводами Святой Софии знаменитое: «Не знаем, на небе мы были или на земле…»
В богослужении — все христианство. Оно и наставляет в вере, и настраивает ум на молитву, и учит любви (в благоговейном отношении к храму проявляется любовь человека к Богу). Все в церкви устроено в похвалу Творца: и цветы, подобно царскому венцу обрамляющие иконы, и начищенные до блеска подсвечники, и тихо, словно с затаенной радостью, мерцающие лампады, и узорные царские врата, и исполненные строгой красоты росписи стен — фрески, и полные высокой печали и устремленности к горнему лики святых на иконах. Священник и народ вместе с хором поют: «Аллилуиа», что значит «Слава Тебе, Боже!»
И каждый христианин, проникаясь любовью к жизни в Церкви, старается послужить в Божием храме своими трудами. Кто-то остается после литургии помочь убрать храм, кто-то учится колокольному звону, чтобы призывать людей к службе благовестом, а кто-то, например, поет в хоре.
В нашей семинарии многочисленный хор — большинство воспитанников духовной школы имеют музыкальное образование. Но стремятся петь на клиросе и те, кто не оканчивал музыкальной школы. С ними, конечно, поначалу занимаются отдельно. Но через некоторое время ребята становятся полноправными участниками хора.
О том, что вообще существует семинарский хор, мало кто знает. Куда известнее его «старший брат» — знаменитый хор Сретенского монастыря. Однако, несмотря на это, семинаристы достойно заменяют «старших братьев», когда те уезжают в командировку. Часто прихожане Сретенского монастыря и не догадываются, что вместо «того самого», Сретенского хора на клиросе — хор-близнец. Даже монастырская братия иногда не подозревает, что на службе поют студенты, а не профессионалы.
Семинарскому хору почти 10 лет. Его создание благословил архимандрит Тихон (Шевкунов) через год после открытия семинарии. Днем рождения хора принято считать 21 ноября, когда празднуется память Архистратига Божия Михаила, — в этот день в 2005 году хор спел свою первую литургию.
Участие в жизни хора требует серьезного труда. Но оно исполнено радости. Разумеется, клиросное послушание ужесточает ритм жизни семинариста-певчего. «После подъема, утренних молитв ты остаешься на литургию и потом, позавтракав, сразу идешь на лекции. А после лекций — хоровая репетиция, спевка. И так — несколько раз в неделю», — рассказывает Владимир Середа, учащийся семинарии. На клиросе семинаристы поют либо все вместе, полным составом, либо маленькими группами — «квартетами», сменяющими друг друга на богослужениях.
А иногда любители древних распевов (византийского, знáменного) поют на ночных литургиях вместе с духовником курса. Ночная служба — нечто совершенно особое. Тем хотя бы, что на ней напрочь отсутствует электрическое освящение и ноты и тексты песнопений читаются при свечах. Бывает, на таких службах присутствуют гости из Греции — священники или монахи. Зная это, студенты время от времени пробуют свои силы в древнем языке, исполняя песнопения на древнегреческом.
Приезжают гости из Америки, Израиля и других мест — они рассказывают семинаристам о том, как живут православные за рубежом. После ночных богослужений все идут пить чай.
Время от времени хор Сретенской семинарии полным составом выезжает на музыкальные фестивали. И не только московские. За свою небольшую историю ему приходилось бывать с концертами в Китае, Франции, Италии, выступать в светских вузах, в детских домах и в тюрьмах.
В репертуаре Сретенского семинарского хора не только церковные песнопения. Много русских, украинских, казачьих и других народных песен, произведения советских композиторов и, конечно, песни Великой Отечественной войны.
Как только первокурсники возвращаются из скита, для них сразу начинается жизнь в большом хоре. До этого, в скиту, они пели малым составом (впрочем, у скитского хора тоже своя интересная певческая жизнь — поездки в интернат с концертами, творческие вечера в самой усадьбе и многое другое).
Как поделился с нами один из семинаристов, Михаил Каплунов, «самое яркое впечатление от семинарского хора в Москве — это, конечно, первая служба. Такая мощь! Ты поешь, а ощущение такое, что твой голос усиливается во сто крат. Но в то же время ты — лишь часть чего-то совершенно грандиозного».
Регент хора семинарии — выпускник Академии хорового искусства Александр Викторович Амерханов. Удивительно, что он, человек семейный, работая с семинаристами, со временем сам захотел поступить в семинарию и теперь совмещает работу и учебу. На вопрос «Что для вас хоровое пение?» Александр Викторович как-то ответил: «Это растворение многих я в разноликом, многоголосном мы».
Хор семинарии с каждым годом развивается, как и любой коллектив. В планах много интересных поездок и творческих встреч.
Источник: Сайт Московской Сретенской духовной семинарии.