Древняя и новая история хора.
В Сретенском монастыре хор существует с самого его основания в 1397 году. Разменяв уже седьмую сотню лет, хор при советской власти ровно 70 лет молчал. С возрождением монашеской жизни в древней обители под сводами ее единственного из сохранившихся храмов – в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери – в 1993 году вновь зазвучало хоровое пение.
«Если не отцом-основателем, то праотцем-дедушкой современного ставшего всемирно известным хора Сретенского монастыря можно считать архимандрита Матфея (Мормыля) – главного регента Троице-Сергиевой Лавры. У него учился и тот, кто по поручению отца наместника собирал первый состав хора возрожденной обители, – сейчас архиепископ Верейский, а тогда еще игумен Амвросий (Ермаков).
В хоре отца Матфея на лаврских клиросах с детства возрастал и ставший с 2005 года бессменным художественным руководителем и регентом хора Никон Степанович Жила – выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, заслуженный артист России.
«Самое страшное, – убежден регент хора Никон Степанович, – это петь без души»
Изначально хор формировался из братии обители и более-менее способных к вокалу прихожан, воспитанников Сретенской духовной семинарии и Московских духовных школ – то есть из тех, кто прежде всего укоренен в литургической жизни Церкви. Этот принцип важен и поныне. «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой», – приводятся на официальной странице хора в соцсетях слова композитора-классика М.И. Глинки.
Славя Господа.
Хор неизменно поет за всеми праздничными богослужениями Сретенской обители, будь то престольные, двунадесятые или какие-либо еще церковные торжества. Как минимум дважды в неделю хористы поют на клиросе: за всенощным бдением в субботу вечером и на Божественной литургии в воскресенье утром. «Богослужения – единственное, что по-настоящему может спасти человека от обыденности, которая давит на нас», – говорит Никон Степанович, выросший в семье священника и матушки-певчей.
В остальные дни за службами в монастыре поют семинарский и народный хор, в отдельных случаях тексты службы раздаются всем находящимся в храме и благословляется общее пение.
Начиная с 2005 года хор под руководством Никона Жилы принимает участие в главных патриарших богослужениях в храме Христа Спасителя и в соборах Московского Кремля. Сопровождает предстоятеля в миссионерских, в частности зарубежных, поездках. Поет на важных церковных событиях, в том числе при освящении новых или восстановленных храмов.
Так, хор Сретенского монастыря пел при совместном освящении Святейшим Патриархом Алексием II и первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей митрополитом Лавром в 2007 году храмового комплекса на Бутовском полигоне. В том же году давал концерт в честь открытия первого русского храма – великомученицы Екатерины – в Риме (Италия). В 2008 году сопровождал пением освящение собора в Иверском монастыре на Валдае. В следующем 2009 году – освящение храма святых Константина и Елены в Стамбуле (Турция).
Одним из важнейших моментов в творческой биографии коллектива, как, впрочем, и в истории Сретенской обители, стало, конечно же, освящение нового монастырского храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Лубянке в год 100-летия трагических событий русской революции.
Через песню к душам людским.
Обновленному под управлением Никона Жилы хору, в который он пригласил многих одаренных солистов, композиторов, аранжировщиков с высшим музыкальным образованием, отец наместник благословил обратиться к песенному наследию нашего народа, в том числе и созданному при советской власти.
Так помимо духовной музыки в репертуаре монастырского хора появились русские, украинские, казачьи песни («На горушке, на горе», «Ах ты, степь широкая», «Не для меня придет весна», «Любо, братцы, любо», «Нiч яка мiсячна», «Ой, на горi»), песни военных лет, исполняемые а капелла, всеми любимые дореволюционные и советских времен романсы и вальсы в уникальных хоровых аранжировках.
Владыкой Тихоном (Шевкуновым) в свое время была написана статья «Советская песня как сублимация молитвы». «В тот период, когда православная вера была гонима и насильственно искоренялась из памяти народной, были созданы удивительные песни, которые чем-то, пусть весьма отдаленно, но заменяли в душах людей неизвестные им молитвенные состояния», – согласен с ним Никон Степанович.
И серьезно, и не очень.
В отдельных программах хора при объявлении песен реконструируется исторический контекст их создания.
«Немеркнущим остается подвиг музыкантов Мокшанского пехотного полка в русско-японской войне, – объявлял, например, вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» Никон Жила. – В феврале 1905 года Мокшанский пехотный полк в тяжелейших боях попал в окружение. И когда силы оборонявшихся были на исходе и заканчивались боеприпасы, прямо под пулями на линии огня заиграл полковой оркестр – исполняя один за другим военные марши, воодушевляя солдат.
Дирижировал оркестром капельмейстер Илья Алексеевич Шатров. Японцы дрогнули. Полк сумел прорвать кольцо окружения. Но из 60 человек оркестра живыми вышли [из боя] только 7. Их всех наградили Георгиевскими крестами. Летом 1906 года Илья Шатров, вернувшись к месту дислокации полка, создал первую версию вальса, посвященного своим погибшим товарищам».
Слушателей ждет много открытий на концертах хора Сретенского монастыря. Что объединяло русский народ даже в годы кровавой гражданской войны начала XX века?.. «И красные, и белые, – предваряет исполнение очередного произведения Никон Степанович, – любили одни и те же песни». Среди них известный всем романс «Белой акации гроздья душистые…» – хор Сретенского монастыря исполняет его исконный текст. Реконструированы хористами слова и многих других известных по советским переложениям, но на самом деле еще дореволюционных «хитов».
Поются хором Сретенского монастыря и шлягеры наших дней, например «Конь» («Выйду ночью в поле с конем…») Игоря Матвиенко – впервые, кстати, исполненный на российской эстраде именно в год возрождения Сретенского монастыря.Не чуждается хор под руководством Никона Жилы, как он сам отмечает, и в хорошем смысле хулиганских песен – они по энергетике своей близки молодежи. А эмоциональный контакт, достигнутый так, откроет им, возможно, и шедевры классики.
«Серьезная [же] музыка, как Моцарта, Бетховена и других, действует облагораживающим образом на душу, часто под влиянием ее хочется плакать и молиться», – признавался и сам некогда настраивавший свою душу в филармонических залах полковник Павел Плиханков – ныне уже прославленный в лике преподобных Оптинский старец Варсонофий. Говоря о творчестве хора Сретенского монастыря, слушатели не раз свидетельствовали, что их песни «способствуют духовному очищению».
Поют все!
«Хоровое пение объединяет людей, дает им душевный подъем и чувство братского согласия», – отмечал композитор и хормейстер Георгий Александрович Струве.
Хоровое пение объединяет людей, дает им душевный подъем и чувство братского согласия
На концертах хора Сретенского монастыря петь начинает весь зал. Тут невольно вспоминается, как отец Матфей (Мормыль) восхищался необычайной церковной распевности – когда в храме в едином порыве общности за богослужением запеть уже могут все. В кульминационные моменты выступлений хора Никон Степанович поворачивается уже к залу и дирижирует всеми (хористы при этом могут начать как бы уходить со сцены). Для поющей публики, еще и весело реагирующей на поведение хористов, это те состояния, когда у сидящих в соседних креслах уже не может оставаться друг к другу каких-либо претензий, зависти, ненависти или обид.
Проповедь музыкой.
Выйдя из стен обители, хор Сретенского монастыря несет людям то, за чем они потом сами приходят в храм.
Пришедшие послушать хор говорят: «После вашего концерта мне захотелось пойти и на богослужение»
«После вашего концерта мне захотелось пойти и на богослужение, где вы поете. Ведь если здесь, в светском зале, испытываешь такой подъем духовности, каково же будет в церковных стенах!» – признался как-то слушатель одного из концертов в Америке Джордж Саттэн. «Да, после выступлений хора многие люди – и русские, и американцы – подходят совершенно пораженные и спрашивают: а где православный храм, как узнать что-то об этой культуре и той духовности, что несут эти молодые люди со сцены?» – подтверждает, не раз наблюдая такую реакцию и за рубежом, и в России, владыка Тихон (Шевкунов).
Критик одного из крупнейших американских изданий «The Wall Street Journal» Бэрримор Ширер отмечал особый эффект на концертах хора Сретенского монастыря – эффект присутствия в церкви. «В это легко верилось в “Эвери Фишер Холле”, матовые стены которого, казалось, осветились ликами икон во время концерта! – писал он. – Так велика была ассоциативная мощь звуков, выводимых хористами».
«Культурный спецназ» России.
В 2007 году хор предпринял всемирное кругосветное турне, посвященное воссоединению РПЦЗ с Русской Православной Церковью. Выступления хора прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне, Бостоне, Торонто, Мельбурне, Сиднее, Берлине, Лондоне; в 2008 году хор участвовал в «Днях России в странах Латинской Америки»: выступал в Сан-Хосе, Гаване, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айресе, Асунсьоне. И как-то после выступления хора, расчувствовавшись от прослушанного, к хористам подошел один из эмигрантов, уже пожилой человек, со словами: «Россия пришла к нам».
Западная пресса назвала хор Сретенского монастыря «элитным художественным спецназом». («Monastery Choir: A Special Force» – таков был заголовок большой статьи в «Washington Post»).
«Художественный спецназ России» побывал уже в более чем 45 странах мира на четырех континентах. Выступал в большинстве известнейших залов планеты: это и Карнеги-Холл, и Линкольн-центр, и Библиотека Конгресса США, и собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), и папская резиденция в Ватикане, и зал ЮНЕСКО – там, где их предваряли все самые именитые звезды мира. «Мы не пели только в Африке и Антарктиде», – смеется Никон Степанович.
Иногда хор может исполнить что-то спонтанно. Так, на Великой Китайской стене вдруг, к изумлению тех, кто также там оказался, спели «Амурские волны». А могут и публике устроить сюрприз, исполнив, например, в Библиотеке Конгресса США не указанный в программках концерта афроамериканский спиричуэлс «Go Down Moses» («Let My People Go»), слова которого написаны на библейский сюжет.
***
Сейчас в составе хора собственные талантливые композиторы и аранжировщики: Федор Степанов (исполняющий также обязанности директора коллектива), Александр Амерханов, Дмитрий Лазарев. Первоклассные солисты: Михаил Миллер, Михаил Туркин, Иван Леонов, Иван Скрыльников, Владислав Чижов, Никита Волков, Вадим Зарипов, Илья Татаков.
Именно хору Сретенского монастыря было доверено исполнение гимна Российской Федерации на Церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
О высокой миссии хора Сретенского монастыря неоднократно говорили многочисленные поклонники коллектива, среди которых известнейшие лица современной религиозной, культурной и политической жизни, в том числе первоиерархи и главы государств.
Сайт хора Сретенского монастыря: http://bestchoir.ru.
Источник: https://monastery.ru/proekty/khor-sretenskogo-monastyrya/
Фестиваль духовной музыки «ВИДЕТЬ И СЛЫШАТЬ»