18 ноября в Государственном центральном музее современной истории России (Тверская, 21) при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы открывается выставка "Глагол таинственный небес", посвященная 300-летию Московского Синодального хора. Экспозиция подготовлена Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», Российским национальным музеем музыки и Фондом содействия возрождению Синодального хора. В преддверии открытия 16 ноября состоялся предпоказ.
С предстоящим открытием грандиозной экспозиции её организаторов и участников поздравил мэр Москвы Сергей Собянин. Приветствие огласил руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков. Глава Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова отметила, что единодушие и мудрость коллег-организаторов и участников позволили осуществить этот грандиозный проект. Выставка «Глагол таинственный небес» возрождает из забвения имена уникальных композиторов, создававших свои произведения на рубеже веков. Это было время расцвета Синодального хора, находившегося под покровительством Великокняжеской четы Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны.
— Выставка "Глагол таинственный небес" открывается в пяти залах исторического здания в центре столицы. Она дает глубокий экскурс в историю хора, начиная с XIV века, - отметила Анна Громова.
Директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов также выступил с приветственным словом, поздравив присутствующих гостей с открытием выставки. Высокий уровень и значимость выставочного проекта отметила статс-секретарь-заместитель Министра культуры Российской Федерации Алла Манилова.
Событие приурочено к 130-летию присоединения к православию святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и 130-летию назначения на пост Московского генерал-губернатора Великого Князя Сергея Александровича. Синодальный хор и Синодальное училище церковного пения с 1890-х годов находились под Августейшим покровительством Великокняжеской четы. Супруги организовывали благотворительные концерты, поддерживали талантливую молодежь, заботясь о том, чтобы училище готовило церковно-просвещенных музыкальных деятелей, опытных и высокопрофессиональных регентов церковных хоров. Великокняжеская чета также принимала участие в дальнейшей судьбе выпускников Синодального училища, способствуя реализации их таланта. На рубеже XIX-XX веков Синодальный хор достиг наивысшего расцвета и вёл активную концертную и гастрольную деятельность, сотрудничал с П.И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, А.Д. Кастальским, А.Т. Гречаниновым, П.Г. Чесноковым, А.К. Никольским и другими композиторами. Синодальный хор стал настоящей творческой лабораторией, где развивалось новое духовно-музыкальное направление, в основе которого было обращение к отечественному наследию церковного пения. Это направление подчеркивалось и в костюмах: к 1909 году «парады» хористов были выполнены в древнерусском стиле по эскизам В.М. Васнецова. Певческий коллектив сопровождал значимые государственные и церковные события не только в России, но и за рубежом, выполняя важную просветительскую миссию. В годы Первой мировой войны Синодальный хор принимал участие в молебнах о русской армии, давал благотворительные концерты, пел на освящении создаваемых для нужд фронта учреждений и лазаретов.Выставка «Глагол таинственный небес» открывает новые страницы истории этого выдающегося хора, традиции которого продолжаются в наши дни.
Первый зал посвящен истории хора в 14-16 веках, где можно познакомиться с первыми изображениями хора. В середине осмотра рассказ о композиторах, сотрудничавших с хором, в последнем зале рассказывается о творческом взлете хора и гастролях в более чем 40 странах мира.
— Хоровое пение - самая древняя форма искусства. Слова можно поменять местами, смысл их не изменится, - считает автор книги об истории Синодального хора Константин Ковалев-Случевский, он же гид по выставке. - В музыке от перестановки нот мелодия изменяется. Воспроизвести мелодии по нотам можно лишь с XV века.
До 1589 года Синодальный хор был хором киевских, затем владимирских и московских митрополитов. В XV веке кафедра русских митрополитов была перенесена из Владимира в Москву и основным местом службы певчих стал Успенский собор московского Кремля.
Первоначально в состав хора Патриарших певчих дьяков, от которых ведет историю Синодальный хор, входили только мужчины. В XVII веке Патриарший хор одним из первых освоил пришедшую с запада линейную нотацию и партесное пение ("пение по партиям").
В настоящее время в составе коллектива 80 певцов. Помимо участия в торжественных богослужениях Московский Синодальный хор выступает с концертными программами. В географию выступлений Синодального хора входят более 40 стран по всему миру.
Хор, кроме концертов (которые начались с XVIII века), ежедневно участвует в богослужениях в храме в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке дом 20.
— С 2011 года по благословению Патриарха тружусь над возрождением Московского синодального хора, - рассказал художественный руководитель Московского Cинодального хора Алексей Пузаков. — До этого управлял хором Третьяковской галереи. Искусство хора связано с православием. Церковное искусство связано с преданием, прикасаясь к которому очищается сердце.
Выставка проходит по благословению главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона.
Для посетителей выставка откроется 18 ноября и продлится до 23 января 2022 года.