Давидовский Григорий Митрофанович (6.01.1866, c. Мельня Кролевецкого у. Черниговской губ.- 13.04.1952, Полтава), хоровой дирижер, регент, певец, композитор.
Сын приходского священника. Начальное образование получил дома, занимаясь со старшим братом Иваном, впосл. оркестровым дирижером, скрипачом. В 1887 г. окончил Черниговскую ДС, затем служил в Лодзи в акцизном ведомстве. В 1891-1897 гг. обучался в С.-Петербургской консерватории на капельмейстерском отд-нии; теоретические предметы преподавали Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Лядов. В 1902 г. окончил вокальный фак-т по классу проф. Е. И. Иванова-Смоленского со статусом свободного художника, магистра музыки и пения. Хоровым пением овладел опытным путем.
Работал в качестве дирижера хоров в С.-Петербурге (с 1903), Баку (1905-1906), Ростове-на-Дону (1908-1918), Москве (1938-1941), Харькове, Полтаве (1944). C хором Всесоюзного радиокомитета выезжал в Великобританию, Францию, Германию, Италию, Китай, Венгрию, Сербию, Чехию и Финляндию. Дал более 3 тыс. концертов и оперных спектаклей.
Д. занимался также педагогической деятельностью. В С.-Петербургской консерватории вел хоровой класс студентов (1896-1900), преподавал вокал в муз. уч-ще Баку (1905-1906), вел хоровые дисциплины в Киевском музыкально-драматическом ин-те им. Н. В. Лысенко (1917-1919), на Всеукраинских дирижерских курсах в Житомире (1918), читал лекции на дирижерских курсах в Кобеляках и Виннице (1919-1921), в Корсунском муз. училище, в Лубнах (1924), руководил регентскими классами при муз. уч-ще в Ростове-на-Дону, работал в капельмейстерском классе при Военной академии им. М. В. Фрунзе в Москве (1933-1934). Подготовил ок. 500 хоровых дирижеров.
У Д. сложилась своя система организации хоров, методика хормейстерской работы, основанная на разъяснении содержания произведения, сольфеджировании, пении интервалов, специальных упражнениях (см.: Давидовский Г. М. Организация хоровой художественной капеллы // Тр. Моск. регентско-певческой семинарии: 2002-2003. М., 2005. С. 376-378).
Репертуар хоров Д. включал сочинения советских, западноевроп. композиторов, собственные сочинения (в т. ч. церковные), народные (укр., рус., польск., румын., мордов. и др.) песни. С церковным хором С.-Петербургской консерватории в духовных концертах 1899-1900 гг. исполнял сочинения М. И. Глинки, М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, прот. Петра Турчанинова, А. Ф. Львова, П. И. Чайковского, Г. Я. Ломакина, А. Д. Шереметева, Е. С. Азеева, А. С. Аренского, С. В. Протопопова, собственные сочинения.
Д. оставил ок. 80 хоровых сочинений и обработок. Из них для церковных хоров: Всенощная (Ростов-на-Дону, 1909-1910), Литургия (Винница, 1920-1921), «О Всепетая Мати», «Милость мира», «Тебе поем» (1903), «Благочестивейшаго», «В молитвах неусыпающую», «Ныне отпущаеши», «Свете тихий», Великая и сугубая ектении (опубл.: На Божественной литургии. М., 1992), «Хвалите имя Господне», Малое славословие (1912), «Христос воскресе» (3 варианта), Гимн царю-освободителю (1912). Среди светских сочинений наиболее известны: трилогия на темы укр. народных песен «Бандура» (1896), «Кобза», «Кубань» (1927), поэмы «Украина» памяти Т. Г. Шевченко, «На чужинi» и др. Ок. 20 сочинений написаны на тексты Е. Долматовского, В. Лебедева-Кумача, П. Тычины, М. Рыльского, В. Сосюры, А. Пашко и др. Заслуженный артист УССР (с 1951).
Муз. сочинения Д. включались в репертуары хоров, в частности Ленинградской академической капеллы им. М. И. Глинки под упр. М. Г. Климова и др.