Голицын Юрий Николаевич (29.11.1823, С.-Петербург - 6.09.1872, там же), кн., рус. хоровой дирижер, регент, композитор, общественный деятель.
Принадлежит к 4-й ветви фамилии Голицыных. Отец Н. Б. Голицын - музыкант, виолончелист, муз. критик. Г. получил образование в Пажеском корпусе (1836-1841). Хоровым пением по рекомендации М. И. Глинки занимался с Г. Я. Ломакиным. В 1841 г. продолжил муз. образование в Германии. В том же году вернулся в Россию, поселился в родовом поместье Салтыки Тамбовской губ. Занимал гражданские должности: в 1849 г. избирался предводителем дворянства Усманского у., в 1851 г.- и. о. Тамбовского губ. предводителя дворянства В 1852 г. получил диплом регента 1-го разряда с правом «учить церковному пению» и сочинять «новую церковную музыку» и дополнительное разрешение петь в соборах. В 1854 г. был пожалован в камергеры. С нач. 40-х по 1857 г. руководил созданной им крепостной капеллой, количество певчих в к-рой со временем достигло 150 чел. В эти же годы возглавлял хор из числа певчих капеллы в местной церкви, обучал крестьян грамоте. В 1857 г., разорившись, безуспешно пытался пристроить своих певчих в к.-л. театр. За переписку с А. И. Герценом Г. был запрещен въезд в столицы. Он был лишен звания камергера и в 1859 г. сослан в Козлов (ныне Мичуринск), в 1860 г. бежал в Англию. По возвращении (1862) жил в Ярославле, Москве, С.-Петербурге. В 1862 г. организовал хор в церкви Сиротского дома в Ярославле. В 1865 г. руководил ансамблями певчих в 4-й московской гимназии.
Являясь преемником Глинки, поставил на профессиональную основу музыкально-теоретическое образование певчих. Развивал у них абсолютный слух, умение без камертона пропеть «гамму во всех тонах от заданной ноты и узнать по слуху каждую ноту и тон исполняемой пьесы», составлять аккорды, гармонические последовательности. Обучение детей начинал с простого церковного пения. Создал авторскую уникальную методику работы с хором: по нек-рым данным (Перепелицын П. Д. Музыкальный словарь. М., 1884. С. 9), составил 2 «Методы» с упражнениями для 4-голосного хора. В концертах уделял большое внимание сочинениям Д. С. Бортнянского, А. Ф. Львова, Ломакина, С. А. Дегтярёва, С. И. Давыдова, исполнял также сочинения западноевроп. композиторов: хоры из опер, духовную музыку; впервые ввел в концерты народные песни (слав. народов).
В 50-х гг. работал с Придворной певческой капеллой, увлекся идеями реставрации древнерус. одноголосных церковных мелодий, изучал записи распевов Симонова, Донского мон-рей, московского Успенского собора, многоголосные переложения Львова, П. М. Воротникова, Ломакина, Н. И. Бахметева, М. А. Виноградова, а также «Каталог церковным нотам» (СПб., 1850), включающий 41 сочинение.
Воззрения Г. на церковную музыку отражены в его письмах, напр. в пространном письме Ф. В. Булгарину (1852 - РГБ ОР. Ф. 233. Картон 9. № 55). Сохранилась рукописная «Заметка о церковном пении» Г. (РНБ. Ф. 777. Собр. П. Н. Тихонова. Оп. 1. № 1641. Л. 38).
Известны духовно-муз. сочинения Г., упоминаемые в «Музыкальном словаре» П. Д. Перепелицына и др. источниках: 2 литургии (F-dur и С-dur), «Отче наш», «Во царствии Твоем». Хоровой стиль сочинений Г. представляет собой продолжение традиций Бортнянского и Глинки. Автор множества светских сочинений в разных жанрах: вокальных, оркестровых, но большей частью - камерно-инструментальных (опубл. в сборниках XIX в.).
Похоронен в родовой усыпальнице в Александро-Невской лавре.