Азеев Евстафий Степанович

Азеев Евстафий Степанович 

(23.02.1851, Киев - 14.12.1918 или 1920, Петроград), композитор и хоровой дирижер. С 1861 г. певчий Придворной певческой капеллы, с 1875 г. помощник учителя пения, с 1883 г. учитель пения. В 1901-1907 гг. преподаватель регентских классов при капелле, в 1907-1917 гг. преподаватель в ин-те св. Елены, Сиротском ин-те имп. Николая I, на муз. курсах Е. П. Рапгофа. В 1883-1884 гг. вместе с др. учителями капеллы под руководством Н. А. Римского-Корсакова участвовал в создании сб. «Пение при всенощном бдении древних роспевов». Работал также хормейстером Мариинского театра в Петербурге, участвовал в первых постановках опер «Псковитянка» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, к-рый высоко ценил его как хормейстера. После смерти Римского-Корсакова А. редактировал и готовил к изданию его духовно-муз. сочинения (1913). Основу церковного творчества А. составляют обработки древних распевов (знаменного, греческого, киевского), следующие строгому стилю гармонии. Иногда А. фактурными и гармоническими средствами подчеркивает близость церковного пения и рус. народного муз. творчества. В сочинениях А. встречаются развитые имитационно-полифонические построения (напр., в причастне «Блажени яже избрал»).

Муз. соч.: М.: изд-во Гутхейль: «Что унываеши, душе моя», «Да молчит всякая плоть человеча», «Ныне силы небесныя», «Отче наш» (двухор.). 1880; «Приидите, поклонимся... Господи, спаси благочестивыя и Святый Боже», Херувимская песнь напева Софрониевской пустыни, Херувимская песнь (перелож., мелодия взята из Обихода Синод. изд.), «Тебе поем» (перелож.), «Достойно есть», «О Тебе радуется» греч. расп., «Отче наш» (для однород. хора), «Архангельский глас» знам. расп. (перелож.), «Блажени яже избрал» № 1 (перелож.), «Чашу спасения прииму» (перелож.), «Блажени яже избрал» № 2, «Душе моя» (для смеш. и для муж. хора), «Слава в вышних Богу» (мелодия из нотной б-ки Троицко-Сергиевой лавры), «Да исправится молитва моя» греч. расп. 1884.
 
СПб.: изд. Придворной капеллы: «Благообразный Иосиф» с болг. напева, глас 2-й, «Тело Христово приимите» (двухор. и однохор.), Херувимская песнь. 1890; Op. 4 (18 номеров): «Слава и ныне… Единородный», Херувимская песнь № 4, Херувимская песнь № 5, «Милость мира» № 1, «Тебе поем» № 3, «Достойно есть» № 2, «Достойно есть» № 3, «Отче наш» № 3 (на литургии преждеосвященных Даров), «Хвалите Господа» (муж. хор), «Тело Христово», «Блажени яже избрал», «Хвалите Господа с небес», «Радуйтеся праведнии о Господе» (перелож.), «Ныне силы небесныя» № 2, «Ныне силы небесныя» киев. расп., «Благословлю Господа» (перелож.), «Плотию уснув» (перелож.), Пение на литургии преждеосвященных Даров (для однород. хора). 1901; Op. 5: Херувимская песнь № 6 (перелож.). СПб., 1906.
 
СПб.: изд. Церк.-певч. благотворительного об-ва: Op. 6: «Свете тихий». Б. г.; Op. 7: «Милость мира» на литургии Василия Великого, «О Тебе радуется» греч. расп. (перелож.) (для большого и небольшого хора). 1912.
 
СПб. (Пг.): изд. Киреева: Сборники духовно-музыкальных песнопений разных авторов: № 1 «На литургии»: Херувимская песнь (мелодия из Обихода изд. 1772), «Отче наш». 1912; № 2 «Из Постной Триоди»: Стихира в Неделю ваий «Днесь благодать Святого Духа» греч. (деместв.) расп., «Чертог Твой» киев. расп. 1912; № 4 «На литургии»: Трисвятое, Эктения, Херувимская песнь № 1, 2, 3, «Милость мира» № 1, 2, 3, «Достойно есть», «Милосердия двери», «Благо есть», «Владычице, приими молитвы», «Отче наш», «Крест хранитель». 1913; № 8 «На литургии» (для муж. хора): «Слава и ныне… Единородный», «Господи, спаси… Трисвятое», Херувимская песнь № 1 (мелодия из обихода), 2, 3, 4, 5, «Милость мира. Тебе поем» № 1, «Милость мира. Тебе поем» (на литургии Василия Великого), «Тебе поем», «Достойно есть», «О Тебе радуется» № 2 греч. расп., «Ангел вопияше» валаам. расп., «Ангел вопияше» обиходное, «Отче наш», «Хвалите Господа с небес», «Милосердия двери», Молитва ко Пресвятой Богородице («К кому возопию»). 1914; № 12 «На литургии»: «Слава и ныне… Единородный», «Приидите, поклонимся… Святый Боже» болг. расп., Херувимская песнь болг. расп., «Достойно есть», «Крест хранитель», «Апостольский лик Духом Святым просветил еси, Христе» (концерт). 1915; № 14 «На литургии»: «Благослови, душе моя», «Хвали, душе моя», «Во царствии Твоем» (мелодия обиходная), Херувимская песнь на «Да молчит», «Верую». 1916; № 15 «Всенощное бдение»: «Свете тихий» № 2. 1916; № 24 «Постная Триодь»: «Ныне силы небесныя» (перелож.), «Вкусите и видите». 1917; № 25 «Страстная Седмица»: «Чертог Твой». 1917; № 26 «На литургии»: «Благослови, душе моя». 1917.
 
Пг.: Товарищеское хоровое изд-во: «Блажен муж» киев. расп., Херувимская песнь киев. расп. 1916; Херувимская на «Благообразный Иосиф» болг. расп., Херувимская на «Достойно и праведно» из литургии Василия Великого киев. расп. 1917.
 
Литогр.: «Свете тихий» № 1, 2, Херувимская песнь № 5, 6, «Милость мира» (посмертное), «Милость мира» и «О Тебе радуется» (на литургии Василия Великого) для большого и для малого хора, «Достойно есть» № 2, «Се жених грядет» (перелож.), «Егда славнии». [1920-е гг.].
 
Лит.: Лисицын. Обзор. С. 1-3; Металлов. Очерк. С. 120-124; Гарднер. Богослужебное пение. Т. 2. С. 472-473; Плотникова Н. Ю. Высокая должность: учитель хорового пения // Культурно-просветительная работа: (Встреча). 1999. № 10. С. 23- 25.
 
Н. Ю. Плотникова