Зиновьев Василий Николаевич (15.01.1874, с. Спас-Подгорье Ростовского у. Ярославской губ.- 25.03. 1925, Москва), свящ., регент, церковный композитор, педагог. Род. в семье диак. Николая Васильевича Зиновьева. Получил образование в Ростовском Димитриевском ДУ (1884-1888) и Ярославской ДС (1888-1894). В 6-м классе семинарии был посвящен в стихарь в Успенском кафедральном соборе г. Ярославля.
18 сент. 1894 г. назначен учителем пения, законоучителем в церковноприходскую школу при Югской Дорофеевой пуст. Рыбинского у. Ярославской губ. и регентом монастырского хора. В Югской пуст. З. написал первые песни для детского хора (всего им было написано более 100 песен для детей на стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина и ярославских поэтов).
21 окт. 1895 г. З. был посвящен во диакона к ц. Петра и Павла при Ярославском кадетском корпусе, 21 дек. 1896 г.- во священника к Троицкой домовой ц. Николаевского детского приюта Ярославля. В это же время назначен законоучителем и учителем пения в Николаевском и Ольгинском приютах Ярославля.
2 окт. 1897 г. Московским духовно-цензурным комитетом дано разрешение на публикацию «Шести тропарей покаянного канона» в изд-ве П. И. Юргенсона, с к-рым он впосл. сотрудничал.
2 июля 1900 г. в Ярославле в здании Ионафановского епархиального уч-ща открылись месячные педагогические курсы для учителей церковных школ, З. пригласили вести на них занятия по пению. В воскресные и праздничные дни слушатели курсов присутствовали за богослужением в семинарском храме, Спасо-Преображенском мон-ре, кафедральном соборе и Толгском мон-ре, исполняя церковные песнопения под упр. З. 16 июля курсы посетил прот. Иоанн Кронштадтский, к-рый поблагодарил З. за прекрасное пение хора и отметил его педагогический талант (Приходская жизнь. 1900. № 9. C. 407).
С 13 сент. 1900 г. З.- учитель церковного пения в Ярославской ДС. В семинарском хоре было более 100 чел.
23 сент. 1901 г. за 5-летнюю отличную и усердную службу в сане священника и за особые труды на должности законоучителя и учителя пения в Николаевском приюте З. был награжден набедренником и фиолетовой скуфьей.
1 янв. 1906 г. его пригласили преподавать пение в ярославскую Мариинскую жен. гимназию, где обучались 5 его дочерей, в апр. того же года по совместительству З. стал учителем Закона Божия и пения в министерском 2-классном уч-ще при ст. Ярославль Северной железной дороги.
Накопленный педагогический опыт был обобщен З. в изданиях, напечатанных в Москве у Юргенсона и В. Гроссе: «Практическое руководство для начинающего учителя-регента» (1904), «Элементарный курс сольфеджио для школы и хора» (1905), «36 простейших 2-голосных сольфеджий для развития подвижности и самостоятельности дисканта и альта» (1906), «Как учить петь по нотам: Азбука школьного классного пения» в 4 вып. (1906).
С 21 авг. 1906 г. до ухода в армию в 1916 г. служил регентом ярославского архиерейского хора. Одновременно оставался настоятелем Троицкой ц. при Николаевском приюте и педагогом в вышеуказанных учебных заведениях. Архиерейский хор активно участвовал в концертной жизни города, напр.: в февр. 1911 г. в торжествах по поводу 50-летия освобождения крестьян, в февр. 1913 г. в честь празднования 300-летия царствования Дома Романовых в постановке пьесы С. Шатова «Избрание на царство Михаила Федоровича» (Д'Ано М. Юбилейный спектакль в городском театре // Голос. Ярославль, 1913. № 45. С. 3). В дек. 1913 г. за литургией в архиерейском доме и в театре им. Ф. Г. Волкова была исполнена «Божественная литургия» П. И. Чайковского в связи с 20-й годовщиной со дня смерти композитора. Помимо юбилейных концертов архиерейский хор участвовал в регулярно проводившихся в городе мероприятиях, напр. в чтениях-концертах, к-рые устраивал ярославский отдел ИППО. Ежегодно в Ярославле проходили великопостные религиозно-нравственные чтения при братстве свт. Димитрия Ростовского. Хор архиерейских певчих под упр. З. сопровождал их исполнением великопостных песнопений.
На ежегодных собраниях городского духовенства З. выступал с докладами на церковнопевческие темы, проводил дискуссии о совр. состоянии и нуждах церковных хоров.
Наиболее плодотворный период в творчестве З. пришелся на время управления Ярославской епархией архиеп. Тихоном (Беллавиным) (1907-1914). В 1907 г. по благословению архиеп. Тихона, обратившего внимание на неудовлетворительное исполнение гласовых песнопений во всей Ярославской епархии, З. гармонизовал для хора церковные гласовые песнопения местного напева. В одном из писем свящ. Василию Металлову З. отмечал: «Пение понаслышке древнее, хорошо знакомо оно и населению, изъять его из употребления скоро нельзя, а если оно имеет даже ценность, как местная особенность, то и следует ли его изгонять, напротив, не следует ли записать его буквами и как «обиход местного напева» издать и по нему изучать в школах свои напевы?» (РГБ. Муз. № 11. 1902. 22 янв.). Результатом этой работы стало изд. «Воскресное всенощное бдение по напеву Ярославского архиерейского хора» (Ярославль, 1908). В предисловии автор писал: «Местный Ярославский распев не самобытен; он имеет много сходства с распевами: сокращенным Киевским («Господи, воззвах»), с Греческим (тропари) и малым знаменным (ирмосы), являясь их вариантом… В предлагаемом труде за основной напев взят старинный напев архиерейского хора, который, местами поддаваясь влиянию обихода Львова и Бахметева, вполне сохраняет черты местного колорита…» (С. 1). В гармонизации догматиков большого знаменного распева ярко выражено стремление автора к сохранению подлинной мелодии и ритма. Архиеп. Тихон высоко оценил труд З. по подготовке и изданию этой книги: 19 марта 1909 г. автор был награжден камилавкой, а книга была рекомендована в качестве руководства всем епархиальным хорам и как пособие при изучении церковного осмогласия (к-рое, согласно распоряжению Святейшего Синода, должно изучаться по местному распеву) в духовных учебных заведениях и во всех школах, где преподается церковное пение. Главная цель издания - введение во всех церквах епархии единообразного осмогласного пения.
Вершиной творчества композитора явилось песнопение «С нами Бог!», в котором отразились главные музыкально-художественные особенности его стиля. К изданной партитуре автором прилагалось пояснение, являющееся великолепным образцом авторской трактовки муз. текста и помогающее певцам в правильном и осмысленном исполнении произведения. 26 дек. 1912 г. «С нами Бог!» было впервые исполнено архиерейским хором на молебном пении в архиерейском доме.
16 сент. 1916 г. З. записался добровольцем на фронт; до Февральской революции 1917 г. служил полковым священником в действующей армии; к этому времени относится создание песни «Спите, орлы боевые».
По возвращении в Ярославль в февр. 1917 г. З. служил в Троицкой ц. Николаевского приюта, преподавал пение в Мариинской гимназии, организовал певч. капеллу под названием «Хор Зиновьева» при Сретенской ц. В 1918 г., в дни июльского ярославского восстания, З. создал песнопение «Великое славословие». Осенью того же года начал преподавать пение в советских школах Ярославля, но через год ему как священнику запретили педагогическую деятельность в школах. С 15 окт. 1921 по 1 окт. 1922 г. вел курс пения на кафедре эстетического воспитания Ярославского педагогического ин-та, руководил студенческим хором, а также хором учебной дивизионной школы.
В мае 1922 г. в Ярославле обновленческим Высшим церковным управлением (ВЦУ) из-за отсутствия на кафедре арестованного в это время митр. Ярославского и Ростовского Агафангела (Преображенского) управление церковной жизнью было отдано «Живой церкви». Правосл. духовенство Ярославской епархии отрицательно отнеслось к самозваной церковной власти. 10 окт. 1922 г. от имени духовенства и мирян Ярославля З. подписал заявление в ОГПУ о разрешении собрания в ц. Св. Духа. После собрания последовали аресты, 28 окт. был арестован З. Дополнительным поводом для ареста послужила проповедь 17 июня 1922 г. в Троицкой ц., к-рую он закончил словами: «…когда Николая прогнали - вы спали, Временное правительство свергнули - вы спали, Ленин сидит - спите. Сказал бы больше, да «Коровники» (ярославская тюрьма.- Авт.) недалеко. Меня посадят, и вы тоже будете спать…» (ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С-4773. Л. 60). 22 нояб. он был освобожден, поскольку 3 хоровых коллектива Ярославля остались без руководителя. После освобождения З. капелла Сретенской ц. под его упр. активно выступала с концертами, в ее репертуаре помимо рус. и зап. классики и народных песен оставалась и церковная музыка. В февр. 1923 г. З. пригласили преподавать пение в Ярославский гос. ун-т.
С окт. 1924 г. З. служил регентом в ц. прп. Сергия Радонежского на Рогожском кладбище в Москве. Скончался в московской больнице, был перевезен в Ярославль и похоронен на кладбище Тугова Гора, неподалеку от ц. Параскевы Пятницы, рядом с могилами его жены Марии Львовны и сына Николая. На месте погребения установлен гранитный памятник с крестом.
Композиторское наследие З. отличается простотой и ясностью стиля, красотой и богатством мелодий, в к-рых отражаются глубина и сила его религ. чувства. Анализ стилевых и художественных особенностей сочинений З. показывает, что их автор обладал глубокими познаниями в области гармонии, полифонии, контрапункта, композиции. Строгая и компетентная критика положительно отзывалась о духовно-муз. произведениях З.
Большая часть муз. сочинений опубликована в изд. «Избранные песнопения» (2002, 2005), среди которых - великая ектения, «Благослови, душе моя, Господа» (на литургии), «Аллилуия» и сугубые ектении, Херувимская песнь e-moll, Херувимская песнь («Народная»), «Милость мира» № 1, 2, «Верую», «Имже образом желает елень» (концерт), «Господи, кто обитает в жилище Твоем?» (концерт), «Видехом свет истинный», «Да исполнятся уста наша», Многолетие «патриаршее», «От восток солнца», «Вошел еси во церковь» (на облачение архиерея), догматики 8 гласов (по Октоиху синод. изд. 1900), литийная ектения № 1, 2, «Ныне отпущаеши» № 1, 2, «От юности моея» (квартет), «Величит душа Моя Господа», великое славословие, тропари Рождеству и Введению во храм Пресв. Богородицы, тропарь Рождеству Христову № 1, 2, тропари Сретению Господню, Св. Духу и Св. Троице, Донской иконе Божией Матери, свт. Николаю, прп. Сергию, «Ликуют ангели» (стихира на литии Рождества Христова), «Да отверзется дверь» (стихира Сретению), «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» (стихира на Вход Господень в Иерусалим), «Преславная днесь» (стихира Пятидесятницы), «Во пророцех» (стихира на литии в день Св. Троицы), кондак акафиста Феодоровской иконе Божией Матери, кондак акафиста прп. Сергию, кондак святым Константину и Елене, светилен на Сретение, «С нами Бог!» (торжественный хор на молебен в Рождество Христово), «Объятия Отча», прокимен «Не отврати лица Твоего», «Слава Страстем Твоим, Господи», «Разбойника благоразумнаго» (трио), «Совлекоша с Мене ризы Моя» (стихиры Великой пятницы), «Искупил ны еси» (тропарь Великой пятницы). Были опубликованы также кантаты «200-летнему юбилею со дня кончины свт. Димитрия» (слова свящ. А. Державина) (Ярославль, 1908), «600-летие явления Толгской иконы Божией Матери» (слова В. Зиновьева) (Ярославль, 1914).
Нек-рые сочинения не обнаружены, но упоминаются в различных источниках. Напр., в издании сочинения З. «С нами Бог!» (Ярославль, 1912) указаны следующие песнопения, приписываемые З.: Херувимская песнь G-dur, «Хвалите имя Господне» № 3 G-dur, тропарь свт. Димитрию Ростовскому, стихира свт. Димитрию Ростовскому, «О, дивное чудо» (глас 1, знаменный распев), кондак Иисусу Сладчайшему, «Ангел вопияше», «Душе моя» (трио; квартет). З. писал также стихи духовного содержания и сочинял к ним музыку.
В наст. время песнопения З. звучат в храмах и концертных залах. По благословению архиеп. Ярославского и Ростовского Кирилла (Наконечного) в Ярославле с 2006 г. ежегодно проводится хоровой фестиваль им. Зиновьева, на к-рый съезжаются церковные и светские хоровые коллективы России.