Александров Александр Васильевич (1.04.1884, с. Плахино Рязанской губ.- 8.07.1946, Берлин), рус. хоровой дирижер, композитор, педагог. В 1892-1897 гг. пел в хоре Казанского собора С.-Петербурга под руководством В. А. Фатеева. В 1897-1900 гг. учился в регентском классе Придворной певч. капеллы, получил звание регента. В 1900-1902 гг. учился в С.-Петербургской консерватории, но не окончил курса по болезни. В 1902-1906 гг. регент соборного хора в с. Бологом Тверской губ. С 1906 г. в Твери: регент архиерейского хора, руководитель хоров в семинарии, жен. коммерческом уч-ще, гимназии, реальном уч-ще, на земских курсах, педагогическом ин-те и в основанной им школе. В 1913 г. окончил Московскую консерваторию по классу композиции С. Н. Василенко, а в 1916 г.- по классу вокала У. А. Мазетти. В 1918-1922 гг. регент храма Христа Спасителя в Москве. С 1918 г. преподаватель Московской консерватории (хоровой класс, дирижерское мастерство, музыкально-теоретические дисциплины), в 1922-1946 гг. профессор. В 1922-1928 гг. хормейстер Московского камерного театра, в 1927-1929 гг. дирижер Государственной академической капеллы, в 1928-1946 гг. руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Генерал-майор (1943). Автор песни «Священная война» (1941), музыки гос. гимна Советского Союза (1943), обработок народных песен.
В стиле духовных сочинений А. находят продолжение и развитие традиции нового направления в церковном пении кон. XIX - нач. XX в. А.- мастер хорового письма. Индивидуализация партий, многочисленные divisi, а также использование в большинстве сочинений соло (сопрано, тенор, баритон, бас) с хором способствуют полифонической насыщенности, многоплановости фактуры. В нек-рых песнопениях ощутимо влияние древнерус. распевов и многоголосия рус. народной песни. Концерт «Помилуй мя, Боже» (1926) - образец крупной хоровой формы с развитой контрастной драматургией, сложным гармоническим языком.