Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоре

Сейталиев Д.Р. — руководитель детского хора «БоголепЪ» ГБОУ АО «Православная гимназия» (Астрахань). Доклад прозвучавший во второй день III Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви.

(презентация доклада скачать)

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию вокально-слуховых навыков. Распевание – это путь к овладению техническими основами вокального искусства. Распевание проводится в начале занятия, дает определенную настройку певческому аппарату, упражнения должны органично связываться с работой над репертуаром, должны носить универсальный характер, принципиальное значение имеет стабильность некоторых приемов используемых из года в год, так же необходимо периодически пополнять группу приемов.

Распевание решает две основные задачи:

  1. Подготовка голосового аппарата певцов к работе.
  2. Формирование основных певческих навыков.

Распевание строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, техническим задачам и уровню музыкального развития детей. Эти упражнения также используются для настройки голосового аппарата на каждом занятии хора.

Упражнения могут быть самыми различными и преследовать такие цели как развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, настраивать высокую позицию, вырабатывать кантилену, ровность голоса, его подвижность, гибкость, чистоту интонации, развивать гармонический слух, четкость дикции, единую манеру звукообразования и т.п.

  1. Подготовка голосового аппарата певцов к работе.

Перед распевкой делаем упражнение по системе Виктора Вадимовича Емельянова

Артикуляционная гимнастика Емельянова:

  • «укольчики» (активные движения языком, «уколы» во внутреннюю часть щек поочередно);
  • «считаем зубки» (кончиком языка с внутренней стороны провести поочередно по нижним и верхним зубам);
  • «поймаем язычок» (легкое прикусывание языка боковыми зубами поочередно);
  • «дудочка-улыбка» (вытягивание губ в трубочку, после резко растянуть губы в улыбке);
  • «воздушный шар» (надуть щёки, перекатывание воздуха с одной стороны в другую и наоборот).

 

Приводим готовность к активной работе артикуляционный аппарат: язык, мягкое небо, губы, нижняя челюсть и зубы.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов
  • улучшить их подвижность
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк
  • уменьшить напряжённость артикуляционных органов

Распевание хора

Вначале мы поем распевку с закрытым ртом.

Начинать надо с простейших упражнений, диапазон которых небольшой (в объеме терции, кварты), тесситура должна быть удобной, темп умеренный, динамика средняя.

Есть очень хорошее пособие «Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы» автор Серафим Александрович Миловский, а также упражнения для распевания хора Вячеслава Сергеевича Палкина. Есть конечно и другие авторы учебных пособий Добровольская, Стулова.

 

С. Миловский «Распевание на уроках пения и в

детском хоре начальной школы» пособие для учителя

 

В. Палкин «Вокально-хоровые упражнения»

методические указания для хоровой самодеятельности (скачать)

 

Напоминаем детям, что зубы должны быть несколько разомкнуты, а губы слегка сомкнуты, во рту держим яблоко.

Видео №1 (мальчики поют закр. ртом с переходом на гласную «Я»)

Видео №2 (девочки и мальчики поют на слоги и закрытым ртом

Формирование основных певческих навыков.

К основным певческим навыкам следует отнести:

  • певческую установку;
  • певческое дыхание и опору звука;
  • высокую вокальную позицию;
  • точное интонирование;
  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
  • использование различных видов звуковедения;
  • дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Все вокальные навыки тесно взаимосвязаны между собой, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные.

Певческая установка – комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию.

Правила певческой установки:

  • голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;
  • стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;
  • корпус держать прямо, без напряжения, а плечи слегка оттянуть назад.
  • сидеть на краешке стула, без напряжения, также опираясь на ноги;
  • при положении сидя не следует класть ногу на ногу, так как это стесняет дыхание.

Правильное положение корпуса способствует лучшей организации звука.

Видео №3 девочки и мальчики поют «Петь приятно и удобно»

Певческое дыхание и опора звука

Дыхание в пении имеет исключительное значение – от него зависит сила, красота и продолжительность звука.

На первом этапе обучения вполне достаточно объяснить детям три общих правила: вдох – задержка – выдох.

Формула дыхания:

вдох – задержка – выдох

  1. вдох надо брать быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч)
  2. после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание
  3. выдох производить ровно и постепенно

Певческое дыхание отличается от обычного и дышать при пении необходимо через рот и нос одновременно. Задержка дыхания является хорошим средством образования яркого и звонкого певческого звука, а также одновременного начала пения. При выдохе в легких должно остаться небольшое количество воздуха это дает возможность спокойно закончить фразу и возобновить дыхание. Чесноков Павел Григорьевич называл это «запасным дыханием».

Упражнения на развитие речевого и певческого дыхания:

  • «шелест листвы» (глубокий вдох, спокойный плавный выдох на согласную «ш»)
  • «одуванчик» (сдуваем пушинки-парашутики с воображаемого одуванчика, сначала легко, медленно и плавно, затем с глубоким резким вдохом и активным коротким резким выдохом)
  • «задуваем свечу» (выпускаем воздух тонкой струйкой, как будто гасите свечу)

Не следует слишком много времени уделять данным упражнениям, т.к. дыхание это часть единого певческого комплекса и качество звучания определяется лишь в процессе пения.

Есть хорошее упражнение для закрепления навыков активного дыхания и одновременно твердой атаки звука. Здесь после каждых двух нот необходимо брать которое, но довольно объемное дыхание.

Видео №4 (мальчики «Активное дыхание»)

Привитие хору навыка цепного дыхания можно начать с элементарного упражнения, при исполнении которого необходимо следить за тем, чтобы дети возобновляли дыхание в разное время и бесшумно. На одной выдержанной ноте поём закрытым ртом или на гласные У,А.

 

Правильное формирование гласных.

Если ученик научится делать долгий выдох без пения, то он обязательно будет хорошо петь. Умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком зависит, прежде всего, от правильного формирования гласных. Согласные же играют роль в искусстве дикции.

Для этого необходимо знать артикуляционные свойства гласных при пении:

Гласный А лучше всего раскрепощает голосовой аппарат, освобождая его от зажатости и напряжения.

Гласный О обладает теми же свойствами, что и округленный звук А, но более затемнен по тембру.

Гласный И обладает такими положительными качествами, как собранность и острота звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции».

Работа над И полезна для устранения таких недостатков, как тусклое и глухое звучание голоса.

Наиболее «темным», «глубоким» и «малогромким» среди всех гласных является звук У. Гласный У способствует выравниванию звучания других гласных.

Имеются еще сложные, йотированные звуки Е, Ю, Я, Ё. Йотированные гласные приносят большую пользу, помогая устранению вялости, тусклости и интонационной расплывчатости звука.

В работе над гласными важно добиваться округленности звука, его высокой позиции, иначе говоря, звонкости, остроты звучания.

При работе над высокой позицией практикуется предварительное пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создается ощущение купола.

При обучении детей правильному пению гласных звуков следует тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Одна из любимых распевок для начинающих «Ми-мэ-ма-мо-му». Гласные располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным. На начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и кантилены.

Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Все эти распевки по полутонам перемещаются вверх, а затем вниз.

Видео №5 («Ми-мэ-ма-мо-му»)

Дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Упражнения, способствующие выработке ясной дикции и активной артикуляции.

Видео №6 (когда ветви завивали)  (скачать нотный пример)

При пении необходимо помнить, что согласные поются быстро, стремительно и чётко, а гласные поются максимально долго.

Видео №7 (думали мы думу) (скачать нотный пример)

Упражнения, развивающие чувство ритма. Этот компонент хоровой звучности развивается у поющих при пении гамм в различных ритмических рисунках. Вот один из примеров:

Видео№8 (гаммы) (скачать нотный пример)

Распевание на примерах мелодических отрезков настраивает хор по горизонтали, а распевание на гармонических упражнениях настраивает поющих в вертикальном звучании. 

Следующее гармоническое упражнение позволяет хормейстеру наряду с вокальными задачами поработать над строем. Сначала исполняем на сольфеджио, затем на самые различные слоги с применением многообразия динамических оттенков. (скачать нотный пример)

Видео№9

Видео№10

Упражнение которые сейчас вы услышите помогает одновременно поработать над строем, ансамблем, а пульсация на слог Лё активизирует дыхание и голосовые связки.

Видео №11 (пульсация на слог ЛЁ)

Кантилена — основа пения. Одна из основных задач - научить хор петь legato. За штрихом legato следует и другие штрихи non legato, marcato. Целесообразно менять характер звуковедения.

Видео №12 (стакато -легато)

Заключение

К распеванию, как и ко всякому другому разделу хорового занятия, необходима тщательная и серьезная подготовка. Только в этом случае работа будет эффективной и поможет наиболее быстрому усвоению основ певческого искусства.

(скачать нотный пример)