Биография архимандрита Матфея (Мормыля)

А. Бетина специально для сайта Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения.

Биография архимандрита Матфея (Мормыля).

Начало жизненного пути

Архимандрит Матфей (в миру Лев Васильевич Мормыль) родился 5 марта[1] 1938 г. в станице Архонской[2] Северо-Осетинской АССР (ныне Республика Северная Осетия-Алания) и через десять дней, 15 марта, был крещен в Ильинском храме города Орджоникидзе (ныне Владикавказ) с именем Лев. Сам о. Матфей говорил, что является певчим в четвертом поколении[3]. Его мать Анна Леонтьевна обладала густым низким голосом (контральто) и почти до самой смерти пела на клиросе. Дедушка по маме Леонид Григорьевич Троценко начинал петь в станичном церковном хоре. За мощный бас его звали Львом. Впоследствии он попал в почетный конвой и в хор графа И. И. Воронцова-Дашкова[4] (это был известный мужской хор под руководством Михаила Калатилина). Затем Леонид Григорьевич прошел школу Ф. И. Шаляпина по постановке голоса. Он учился в консерватории города Тифлиса (в настоящее время город Тбилиси, Грузия) и пел в Тифлисском оперном театре. После революции дед вступил в армию А. И. Деникина[5], управлял хором из ста двадцати человек в Пятигорске. После разгрома добровольческой армии попал в ссылку в Сибирь. Вернувшись в родную станицу, был регентом в церкви. 22 сентября 1937 г. Леонида Григорьевича расстреляли, а через полгода родился его внук Лев — будущий регент Троице-Сергиевой Лавры.

Отец Льва Василий в начале Великой Отечественной войны, когда мальчику было всего три года, вместе с тремя своими братьями ушел на фронт, где все четверо погибли. Отец о. Матфея с фронта не вернулся, и мать вышла замуж второй раз. От второго брака родилась сестра Ольга Павловна.

Дед о. Матфея по отцу Максим Константинович был членом «двадцатки» местной церкви[6]. В 30-е гг. его отправили в ссылку на строительство Беломоро-Балтийского канала, откуда он уже не вернулся. Были в его роду и монашествующие, как по материнской, так и по отцовской линии. Известно, что дедушкина сестра по линии матери, монахиня София, была послушницей монастыря святого великомученика Георгия на р. Куре (Ставропольский край). Она ходила пешком в Иерусалим.

 Двоюродная сестра дедушки по отцовской линии, Ирина Максимовна Руденко, (она умерла 14 сентября 1972 г. схимонахиней Иерофией) была одной из главных певчих Покровского монастыря во Владикавказе. На все праздники она приезжала в станицу Архонскую. В 1949 г. ее арестовали и сослали в Сибирь, а в 1955 г. она вернулась во Владикавказ.

Несмотря на то, что все мужчины в семье погибли, мать и бабушки хорошо содержали хозяйство и многим помогали в голодные послевоенные годы. Особенно любили и ждали в семье церковные праздники. Специального церковного воспитания у Льва не было, но к каждому празднику в семье готовились, учили некоторые песнопения, на Рождество пели колядки. Уже в раннем возрасте мальчик без особого труда освоил нотную грамоту.

Старый храм, построенный в 90-е гг. XIX в., во время революции был разрушен. Службы начались в станице только с 1945 г. в небольшом домике, а в 1947 г. был построен специальный молитвенный дом. Уже с семи лет, одновременно с началом учебы в школе, Лёва начал помогать священнику в алтаре. Участвовал он и в пении на клиросе, где «костяк» ежедневных служб составляли две слепые певчие. В пении также участвовали монахини из закрытого в советские годы Владикавказского монастыря. В храме был и праздничный хор, обученный еще дедом будущего регента Львом Григорьевичем. В этом хоре пела мама Левы и его дядя Лев Леонтьевич Троценко. Традицией этого храма было пение Евхаристического канона вместе с народом: клирос ведет, а народ подпевает[7].

Сразу после окончания школы Лев поехал в Ставропольскую духовную семинарию. Так как ему еще не было восемнадцати лет, взяли его не сразу — в течение года он нес послушание псаломщика (чтеца) в одном из ставропольских храмов. За этот год он прекрасно изучил богослужебный устав, что помогло ему в дальнейшей регентской деятельности. При поступлении в семинарию в 1956 г. он был зачислен сразу на II курс.

Ставропольская семинария, где проходил обучение Лев Мормыль, была основана в 1846 году и имела свои сложившиеся традиции преподавания и воспитания. Один из известных сокурсников[8] будущего регента, протоиерей Богдан Сойко, вспоминает: «Ставропольская семинария отличалась особым, высоким духом, ярким колоритом, который придавали ей преподаватели. Они старались передать нам не только свои знания, но и духовный настрой»[9]. Непосредственным попечением о семинарии в 1946-1960 гг. занимался владыка Антоний (Романовский)[10] — епископ высокой духовной жизни, исповедник за веру, прошедший лагеря и ссылки.

Студенты семинарии ежедневно участвовали в богослужении — читали на клиросе и прислуживали в алтаре. На Всенощных бдениях семинарский хор составлял левый клирос, а самостоятельно семинаристы пели за ранней Божественной Литургией.

 Ставрополь был центром большой Ставропольской и Бакинской епархии, в которой в разное время жили и трудились многие крупные церковные композиторы, в том числе В. Беневский[11], Б. Додонов, П. Звоник, В. Пестрицкий. Вячеслав Павлович Пестрицкий — любитель и знаток обихода — во время обучения в семинарии Льва Мормыля преподавал там пение. По праздникам здесь пелся «Обиход» Н. И. Бахметьева[12], в будни — обычный Киевский распев. Службы шли в большом кафедральном храме, где В. П. Пестрицкий регентовал на правом клиросе смешанным составом, а Лев Мормыль — левым семинарским хором.

На каникулах Лев нес послушание в Ессентуках, Кисловодске, Железноводске. В Ессентуках он управлял левым клиросом в одном храме с диаконом Павлом Звоником (+1964 г.), известным на Северном Кавказе регентом. Это сотрудничество произвело на Льва большое впечатление и дало хорошую практику работы с хором.

Окончив семинарию в 1959 году, Лев продолжил образование в Московской духовной академии, расположенной на территории Троице-Сергиевой Лавры (1959-1963). Здесь было много маститых преподавателей: о. Иоанн (Козлов), о. Тихон (Агриков)[13], Михаил Агафангелович Старокадомский. Ректором был протоиерей Константин (Ружицкий).

Первые два года обучения в академии Лев Мормыль пел в хоре М. Х. Трофимчука[14], управлял на будничных службах (так называемых «десятках»), изучал местный обиход. После окончания первого курса академии Льву поручили в течение месяца вести певческую практику у первокурскников семинарии. Среди них были будущие именитые преподаватели, ректоры, профессора, святители: митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь), архиепископ Саратовский и Вольский Александр (Тимофеев) и др.

После занятий по практике, на каникулах, студенту представилась возможность побывать в Почаевской Лавре, где он услышал прекрасное монашеское пение (там до начала гонений было более двухсот монахов), затем в Киево-Печерской Лавре перед самым ее закрытием и в Киевской семинарии перед переездом ее в Одессу. Впоследствии он делился своими впечатлениями от этой поездки: «Во Владимирском соборе в Киеве я слушал хор Гайдая[15] <…>. Я помню этот великолепный хор, хотя обидно было, что он пел исключительно партес. Киевские же монахи пели по монастырской традиции, руководимые владыкой Нестором[16]. Вспоминаю, как почаевские монахи пели тропарь «Пред святою Твоею иконою, Владычице»! Неподражаемо! Для меня это было большим счастьем. Так что паломничества и в Почаев, и в Киево-Печерскую Лавру явились для меня своего рода экспедициями»[17].

В продолжение 1961/1962 учебного года Лев занимался игрой на скрипке в музыкальном кружке при МДА у преподавателя Д. А. Штрауса[18]. В то же время он с интересом изучал аскетическую литературу. После окончания второго курса Лев вместе с другом-семинаристом Марком Лозинским[19] обратился к владыке Пимену (Хмелевскому)[20], в то время наместнику Троице-Сергиевой Лавры, с просьбой о принятии в монастырь и вскоре были приняты в братию.

Лев поступил в монастырь в трудное время. Лишь в 1946 г. (после закрытия Лавры в 1920 г.) монастырю стали возвращать здания, изъятые советской властью и использовавшиеся в хозяйственных и других нуждах, возобновились службы, были вновь воздвигнуты кресты на купола, повешены колокола. Восстановление былого величия Лавры требовало многих усилий и времени. Архитектурный ансамбль монастыря долгое время считался музейной собственностью, что создавало дополнительные проблемы. Лишь в ходе реставрации в 1956-1959 гг. все здания и сооружения монастыря были освобождены от занимавших их посторонних учреждений. К 1970 г. основной объем реставрационных работ был выполнен.

О. Матфея, как и многих насельников монастыря, удивляла и вдохновляла стойкость архим. Тихона (Агрикова), архим. Кирилла (Павлова), благочинного архим. Феодорита (Воробьева) и других старцев, духовно окормлявших насельников и прихожан обители. По его словам, благодаря их молитвам здесь чувствовались тепло и уют. Несмотря на то, что в это время еще велась развернутая антирелигиозная пропаганда, даже неверующие вели себя в Лавре с уважением.

Уставщик и регент Троице-Сергиевой Лавры

В 1961 г., 1 августа (на память преподобного Серафима Саровского) послушнику Льву впервые было поручено петь службу с народом. Так началась его регентская деятельность в Лавре — управление «народным хором» на будничных богослужениях[21].

14 октября, на праздник Покрова Божией Матери, добавилось еще одно послушание — управление смешанным хором на праздничных службах. До этого смешанным составом руководил Сергей Михайлович Боскин[22]: сначала в Ильинском приходском храме, а после открытия Лавры в 1946 г. — в Успенском соборе монастыря. Но в 1961 г. возникли трудности с городской администрацией, и Сергей Михайлович был вынужден уйти с поста регента.

Из бывшего состава в хоре осталось лишь несколько человек — «костяк», преданный Церкви. В их числе была староста хора Вера Васильевна Матвеева, родная сестра известного московского регента Н. В. Матвеева. Так как постоянных певчих на клиросе еще не было, о. Матфею нередко приходилось готовить репертуар с прихожанами. Для этого устраивались спевки, на которых происходило знакомство не только с церковными песнопениями, но и с азами певческого искусства.

В декабре 1962 г. сбылась давняя мечта послушника Льва — он был пострижен в монашество с именем Матфей в честь апостола и евангелиста Матфея[23]. Постриг совершил наместник Лавры архим. Пимен (Хмелевский).  30 марта 1963 года о. Матфей был рукоположен в сан иеродиакона в храме Антиохийского подворья г. Москвы архиепископом Можайским Леонидом (Поляковым). В этом же году он окончил академию, успешно защитив кандидатскую диссертацию на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов» и был оставлен в академии в качестве преподавателя.

С 1963 г. начинается преподавательская деятельность о. Матфея в Московской духовной академии и семинарии, где он ведет лекции по дисциплинам: «Церковный устав», «Священное Писание Ветхого Завета», «Литургика». Распоряжением от 22 ноября 1964 г. иеродиакон Матфей был назначен старшим регентом Троице-Сергиевой Лавры. Помимо управления братским хором он должен был следить за «строгостью, благоговейностью и церковностью клиросного пения в Лавре»[24]. К руководимым о. Матфеем народному и братскому хорам впоследствии добавился еще и мужской студенческий состав.

29 марта 1964 г. в Покровском академическом храме епископ Варфоломей (Гандаровский) совершил рукоположение о. Матфея в сан иеромонаха. В том же году, на праздновании 150-летия пребывания академии в обители преподобного Сергия и престольного праздника Покровского академического храма (14 октября), молодой преподаватель и регент был награжден патриаршей грамотой.

Смотритель патриарших покоев архим. Илия вспоминает, что, начиная с 50-х гг., все большие церковные праздники, архиерейские соборы, конференции, православные собрания проводились в Троице-Сергиевой Лавре. Непременным участником этих событий был хор под управлением о. Матфея[25]. В 1968 г. в связи с празднованием 50-летия восстановления патриаршества прошел торжественный концерт хора в Трапезном храме Лавры, а также состоялась запись первой грампластинки с участием лаврского хора под управлением о. Матфея. В том же году за самоотверженные труды иером. Матфей был возведен в сан игумена.

В 1971 г. игум. Матфей был возведен в сан архимандрита и Указом Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) назначен уставщиком и главным регентом Троице-Сергиевой Лавры, руководителем объединенного хора Лавры и Московских духовных академии и семинарии.

В течение пяти лет (1969-1974) о. Матфей принимал участие в учебном процессе Регентского класса при МДА — преподавал там дисциплины «Хороведение» и «Работа с хором». Для развития у учащихся навыков работы со смешанным составом был привлечен смешанный хор Троице-Сергиевой Лавры под управлением архим. Матфея, спевки с которым проходили раз в неделю. Заведующим Регентским классом в это время был продолжатель синодальной школы пения Н. В. Матвеев[26]. Сотрудничество с ним, знакомство с дирижерской техникой Матвеева и звучанием хора под его управлением, безусловно, сказались на дальнейшей хормейстерской деятельности лаврского регента.

В 1973 г., совместными трудами регентов архим. Матфея, священника Алексия (Ширинкина), Н. В. Матвеева и М. Х. Трофимчука, был составлен сборник «Песнопения осьмогласия для мужского хора Обиходного распева». Этот сборник до сих пор используется студентами семинарии как учебное пособие.

В 1974-1977 гг. архим. Матфей занимал должность благочинного Троице-Сергиевой Лавры. В связи с этим была временно приостановлена его педагогическая деятельность.

В 1983 г. после почти десятилетнего перерыва архим. Матфей вернулся к педагогической деятельности в МДА в качестве преподавателя дисциплин «Литургика», «Священное Писание Ветхого Завета». В марте 1984 г. он был удостоен звания доцента, а в январе 1988 г. утвержден в звании профессора кафедры литургического богословия и богослужебного пения.

Кроме богослужений в Троице-Сергиевой Лавре, хор участвовал и в торжественных патриарших богослужениях в Елоховском соборе, в Храме Христа Спасителя и других храмах Москвы, в концертах, посвященных различным церковным праздникам и собраниям. Особенно любил пение лаврского хора под управлением о. Матфея Святейший Патриарх Алексий II, который неоднократно приглашал этот коллектив петь на богослужениях в Успенском соборе Московского Кремля.

В рамках празднования 1000-летия Крещения Руси в 1997 г. состоялась научная конференция в Германии, на которую в числе уважаемых ученых был приглашен о. Матфей. В том же году была организована Богослужебная группа Юбилейной комиссии по подготовке к 1000-летию Крещения Руси, и архим. Матфей стал одним из пяти ее членов. В 1988 г. благодаря трудам комиссии было издано «Чинопоследование праздника Крещения Руси». В 1989 г. на основе Юбилейной комиссии возникла постоянно действующая Богослужебная синодальная комиссия. Ее задачей стало редактирование и составление богослужебных последований новопрославленным святым, решение сложных календарных вопросов[27]. О. Матфей трудился в Богослужебной комиссии до своей кончины. Будучи знатоком церковно-славянского языка и устава, он проверял (часто посредством пропевания) созданный литургический текст, при необходимости редактировал его.

К 1000-летию Крещения Руси были приурочены многочисленные торжества, в которых принимал участие хор под управлением архим. Матфея. В связи с этой датой в январе 1988 г. хор выступил в Иерусалиме на открытии выставки, посвященной этому знаменательному событию, в феврале — в Париже в здании ЮНЕСКО, в июне состоялся праздничный концерт в Большом театре Москвы[28]. В этом же году были совершены поездки с концертами по городам Советского Союза и зарубежных стран.

Жители Вологодской области впоследствии написали в письме к Святейшему патриарху Алексию II: «Выступления хора оставили в памяти всех, кто имел счастье его слышать, неизгладимые воспоминания о встрече с тем пластом русской культуры, к которой наш народ был лишен возможности прикоснуться долгое время»[29].

Очень тепло коллектив встретили и за границей — во Франции и Германии. Г. Г. Поляченко[30], вспоминал о концертах в Германии: «Дар отца Матфея был таковым, что немцы, не знающие церковнославянского языка, постигали сакральную суть богослужебных песнопений. Это была воистину проповедь в звуках! Они постигали суть, раскрываемую пением, непостижимую суть, которую мы именуем русским православным духом»[31].

С этого времени объединенный хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных школ приобретает мировую известность. Начинаются почти  ежегодные концертные поездки хора по России и за границу. В период с 1988 по 2003 гг. хор побывал в Германии, Франции, Греции, Израиле, Италии. Азербайджане. Осуществляются аудиозаписи пения хора, в том числе посвященные различным торжествам Православной Церкви[32]. В 1990 г. хор стал призером Московского Международного Фестиваля духовной музыки. В 1992 г. он принимает участие в торжествах по случаю 600-летия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского. За самоотверженные труды на благо Церкви архим. Матфей был не раз удостоен патриарших благодарственных писем и наград[33].

В период с 1994 по 2004 гг. в МДА был проведено шесть съездов преподавателей церковного пения, организованных по инициативе регента Русской Зарубежной Церкви прот. Михаила Фортунато[34]. Эти съезды стали важнейшим явлением периода возрождения церковно-певческой культуры в России и стали продолжением традиции шести Всероссийских регентских съездов начала XX века.

С 23 по 25 ноября 1994 г. в Троице-Сергиевой Лавре состоялся первый «Съезд преподавателей церковного пения духовных учебных заведений и регентских школ Русской Православной Церкви» по теме: «Церковность». На семинаре, который проходил в рамках съезда 1994 г., архим. Матфей выступил с докладом на тему «Преподавание церковно-певческих предметов в Московской духовной семинарии». В своем докладе о. Матфей представил программу по преподаванию предмета «Церковное пение» от 1967 г., составленную им совместно с Н. Д. Успенским[35].

В том же 1994 г. была организована Комиссия по вопросам церковного пения под эгидой Учебного комитета при Священном Синоде в составе шести человек. Председателем комиссии был назначен архим. Матфей, но впоследствии он передал свои полномочия протоиерею Михаилу Фортунато.

В последующее десятилетие о. Михаилом было организовано еще пять съездов, посвященных различным проблемам церковно-певческого искусства. На этих семинарах о. Матфей с докладами не выступал, но, как вспоминали их участники, всегда давал очень меткие и важные комментарии[36]. В рамках съездов регентами прот. Михаилом и архим. Матфеем проводились мастер-классы в виде спевок хора, состоявшего из участников семинара. Один из таких мастер-классов, проведенных о. Матфеем 27 апреля 1999 г. в рамках третьего съезда, был записан[37].

Последние годы жизни

Последний период жизни стал для о. Матфея временем испытаний. В 1997 году умер его брат Дмитрий, а в 2000 году скончалась на 93-м году жизни и горячо любимая мать Анна Леонтьевна. Душевные переживания о кончине близких людей сказались на здоровье и без того больного батюшки. Вследствие перенесенного в 1997 г. инсульта он значительно ослаб, и его стали водить под руку. В 1998 г. пришлось лечь в больницу, но и там он продолжал работать — делать переложения.

Л. Узлова пишет в своих воспоминаниях об о. Матфее: «Сначала он стал опираться на руку сопровождавшего его студента. Потом студентов стало двое. Не помню, в какой момент на клиросе появилось резное кресло, на которое батюшка все чаще присаживался во время службы. Он старался не показывать вида. До поры до времени ему удавалось скрывать мучительный недуг. Как он ни скорбел, но однажды ему пришлось регентовать всю службу сидя»[38].

С осени 2006 г. о. Матфей стал ежегодно на месяц-полтора ложиться в больницу. В сентябре 2007 г. ноги стали совсем отказывать и его уже даже по лестнице несли на руках. Но, несмотря на тяжелое физическое состояние, ни преподавание, ни работу с хором он не оставлял. Справляться с административными делами (организация поездок, ведение табелей, выдача зарплаты и пр.) о. Матфею стало в последние годы трудно, эта обязанность перешла к его помощникам — келейникам. Они же следили за его здоровьем, помогали в других насущных делах.

На интронизации Патриарха Кирилла 1 февраля 2009 г. регент вдохновенно дирижировал, сидя в кресле, а потом, превозмогая явную боль, пересаживался из кресла в коляску, на которой студенты повезли его к лифту.

На службу Успения Божией Матери 28 августа 2009 г. о. Матфей приехал из родной станицы, где он был в отпуске, будучи уже тяжело больным. Врачи боялись за его жизнь, но он не мог себе позволить пропустить такой праздник. Последнюю свою службу он управлял до конца вечерни, но во время шестопсалмия был унесен с клироса в келью, а через несколько дней — в больницу.

Ранним утром 15 сентября 2009 г. окончился земной путь архим. Матфея. В этот день во многих храмах Православной Церкви молились о его упокоении. Это был значимый и скорбный день для всех, знавших великого регента. Отпевание проходило в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры не только при большом стечении народа и священнослужителей, но при участии огромного количества певчих: братии монастыря, смешанного хора, монахинь Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, бывших певцов хора.

Заупокойную Литургию служили: ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений[39], наместник Троице-Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (ныне митрополит Каширский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси), епископ Барнаульский Максим, епископ Брянский Феофилакт, епископ Саратовский Лонгин, епископ Гатчинский Амвросий[40], епископ Бронницкий Тихон. Молились за богослужением архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий[41] и архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, а также братия Лавры, множество духовенства, учащиеся Московских духовных школ и огромное число бывших учеников и людей, близко знавших о. Матфея. Проститься с ним приехали около трех тысяч человек не только из разных уголков России, но и из Германии, Франции, Молдавии, Белоруссии.

Вскоре после кончины архим. Матфея в его память были организованы концерты в Храме Христа Спасителя, Московской духовной академии, в Московском Доме музыки, а также выставка в репетиционном зале колокольни Троице-Сергиевой Лавры.

В 2011 г. в станице Архонской, на родине прославленного регента, одной из центральных улиц было присвоено его имя. В дни памяти о. Матфея — день рождения, день Ангела, день кончины, а кроме того в дни поминовения его мамы и сестры (обе они скончались в мае) ― в станице всегда служатся заупокойные Литургии и панихиды.

21-23 апреля 2012 г. в Северной Осетии прошел Международный фестиваль духовной музыки «Тебе поем…», посвященный памяти выдающегося регента. В связи с этим во Владикавказе и других городах Северной Осетии выступили хоры Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, московского Сретенского монастыря и наиболее значимые местные хоровые коллективы. В программу выступлений вошли многие церковные песнопения в обработке архим. Матфея. 22 апреля в рамках фестиваля в станице Архонской состоялось открытие памятной доски с изображением о. Матфея, установленной на Александро-Невском храме. Церемонию открытия возглавил архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима (Остапенко)[42].

В день именин архим. Матфея, 30 ноября 2014 г., Церковно-археологический кабинет при МДА открыл экспозицию из его личных вещей. Чтится память талантливого выпускника и в Ставропольской семинарии. Преподаватели стараются приезжать в Лавру в дни его памяти, на богослужениях поется репертуар о. Матфея.

Анастасия Бетина (специально для сайта Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения).

 

[1] В этот день празднуется память святителя Льва, епископа Катанского.

[2] Станица Архонская образовалась в 1838 г. в связи с переселением казаков из Белоруссии на Терек.

[3] Надо отметить, что на Кавказе сохраняется станичный уклад, благодаря которому там сильны песенные традиции, и население Кавказа в большинстве является поющим. (См: Бетина А. «Пою Богу моему, дондеже есмь». Жизнь и творческая деятельность архимандрита Матфея (Мормыля) (далее — Бетина А. «Пою Богу моему…»). С. 201-202 (Восп. свящ. Е. Шишкина). Важно и то, что родственники отца Матфея были с Украины. (См.: Там же. С. 151-152. (Восп. прот. И. Завацкого).

[4] Воронцов-Дашков Илларион Иванович (1837-1916) — граф, государственный деятель, генерал от кавалерии (1890), генерал-адъютант (1875). Участник Кавказской войны 1817–1864 гг. С 1861 г. адъютант великого князя Александра Александровича (будущего императора Александра III). С 1905 по 1915 гг. был наместником на Кавказе, главнокомандующим войсками Кавказского военного округа [электронный ресурс]. Режим доступа: http://hrono.ru/biograf/bio_we/voron_dash.php. Дата обращения: 09.05.2022.

[5] Деникин Антон Иванович (1872-1947) — русский военачальник, политический и общественный деятель. В годы гражданской войны А. И. Деникин был лидером Белого движения на Юге России (1918-1920), являлся одним из основных организаторов, а затем командующим Добровольческой армией (1918-1919) [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio_d/denikin.php. Дата обращения: 09.05.2022.

[6] По советским законам хлопотать об открытии храма могла только зарегистрированная властями «двадцатка».

[7] Эта традиция, по словам племянника о. Матфея Андрея Перевозникова сохранена в Архонской и в наше время. (См.: Бетина А. «Пою Богу моему…» С. 221-222.

[8] О сокурсниках о. Матфея по Ставропольской семинарии см.: Воспоминания священника Евгения Шишкина.

[9] Бакулин А. Священник Богдан Сойко [Беседа с протоиереем Богданом (Сойко)] [электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusk.ru/st.php?idar=13530. Дата обращения: 9.05.2022.

Богдан Сойко, протоиерей (1938). С 1969 по 2012 год преподавал в Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии. С 1987 г. является настоятелем Николо-Богоявленского кафедрального морского собора. Долгое время был членом епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, где курировал работу с ВМФ. // Там же. 

[10] Антоний (Романовский), митрополит Ставропольский и Бакинский (1886-1962). Окончил Киевскую духовную Академию, принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. Был преподавателем Тифлисской духовной семинарии. В 1924 г. рукоположен во епископа с назначением управляющим Сухумской епархией. Возглавлял русские монастыри и приходы в Закавказье. С 1927 по 1942 гг. бо́льшую часть времени находился в ссылках и лагерях (Вишерском и Карагандинском). С 1943 по 1962 гг. возглавлял Ставропольскую кафедру. // Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (Далее — ПЭ). Т. 2. — М., 2001. С. 639-640. 

[11] Беневский Василий Дмитриевич (1864-1930) — хоровой дирижер, регент, церковный композитор, педагог. В 1887 г. окончил Астраханскую духовную семинарию. С 1890 г. преподавал пение в духовной семинарии и других учебных заведениях г. Ставрополя. С 1908 г.  — председатель Ставропольского церковно-певческого общества. ПЭ. Т. 4. — М., 2003. С. 597.

[12] Бахметьев Николай Иванович (1807-1891) — композитор, автор романсов и инструментальных сочинений, а также ряда церковных песнопений. В 1861-1883 гг. он являлся директором Придворной певческой капеллы в Петербурге. В 1869-1879 гг. под редакцией Н. И. Бахметьева был издан «Обиход нотного церковного пения» в 2-х частях [электронный ресурс]. Режим доступа: https://drevo-info.ru/articles/357.html. Дата обращения: 9.05.2022.

[13] Тихон (Агриков), всхиме Пантелеимон, схиархимандрит (+2000). Участвовал в Великой Отечественной войне, в зрелом возрасте вступил в братство Троице-Сергиевой Лавры. Окончил МДА в 1953 г., где был оставлен преподавателем. Был духовником академии и семинарии, духовно окормлял прихожан и многих из братии обители. В 60-е гг. в связи с гонениями на Церковь о. Тихон был вынужден покинуть обитель и скрываться в горах — на Кавказе, в Сухуми и Закарпатье [электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbuka.ru/fiction/1/agrikov-tixon.html. Дата обращения: 9.05.2022.

[14] Трофимчук Марк Харитонович (+2005) — регент, преподаватель МДА. В 1957-1999 гг. вел занятия Церковного пения в семинарии. С 1961 по 1996 гг. был регентом первого академического хора. Обучался регентскому делу у выпускника Синодального училища Н. С. Данилова (1961-1996). // Московский журнал, № 2 (230) ФЕВРАЛЬ 2010 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://mosjour.ru/201706729. Дата обращения: 21.05.2022

[15] Гайдай Михаил Петрович (1878-1965) — фольклорист, хоровой дирижер и композитор. Был руководителем различных хоровых коллективов в Виннице, Москве, Киеве, в т. ч. хоровой капеллы «Думка» (1924-1927). В 1936-1941 гг. — сотрудник Института фольклора, в 1944-1949 — Института искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/140097/Гайдай. Дата обращения: 21.05.2022

[16] Нестор (Тугай) (1910-1961) — епископ Черниговский (1964-1969), с 1953 по 1961 гг. являлся наместником Киево-Печерской Лавры [электронный ресурс]. Режим доступа: https://drevo-info.ru/articles/17534.html. Дата обращения: 21.05.2022.

[17] «На чужом основании никогда ничего не строил». // Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль): Материалы. Воспоминания. Исследования/ сост. Н.Г. Денисов, Н.А. Филатов. СПб., 2017.  С. 17.

[18] Д. И. Штраус являлся руководителем музыкального кружка при Московской духовной академии в конце 50-х-60-е гг.

Примеч.: У нас нет информации о том, обучался ли Лев Мормыль в детстве игре на скрипке у какого-нибудь педагога. Вполне вероятно, что до занятий в музыкальном кружке при академии он был самоучкой.

[19] Марк (Лозинский), игум. (1939-1973) — преподаватель МДА, с 1963 г. читал курс гомилетики в Московской духовной семинарии, а с 1965 г. — и в академии. В 1968 г. был возведен в сан игумена. С 1964 г. — помощник заведующего Церковно-археологическим кабинетом [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/2562212.html. Дата обращения: 21.05.2022.

[20] Пимен (Хмелевский) (1923-1993) — архиепископ Саратовский и Вольский. В 1943 г. принял монашеский постриг в Жировичском монастыре. По окончании Московской духовной семинарии и академии оставлен там преподавателем. С 1957-1965 гг. был наместником Троице-Сергиевой Лавры. В 1965 г. возведен в сан епископа, в 1967 — архиепископа [электронный ресурс]. Портал: «pravmir.ru». Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/author/143. Дата обращения: 21.05.2022.

О. Матфей вспоминал: «…редчайший случай, когда он, будучи архиереем, пробыл на одной кафедре. Необыкновенно энергичный, деятельный, смелый, неустрашимый — и очень музыкальный. Он <…> при возведении во епископы сказал так: «Было время, когда в мою грудь уже наставляли пистолет, но Господь меня миловал. И теперь, когда я буду на кафедре архиерейской, Бог меня избавит от всяких козней». (См.: «На чужом основании никогда ничего не строил»... // Рыцарь регентского служения... С. 17.)

[21] О. Иларион Максимец вспоминает, что о. Матфей до последних лет жизни (пока мог ходить), выходил на амвон и пел с народом «Святый Боже», «Кресту Твоему» на Крестовоздвижение. // Воспоминания священника Илариона Максимца. Личный архив автора статьи.

[22]  Боскин Сергей Михайлович (1907-1992), протодиакон — художник-реставратор, регент. С 1936 г. был членом Загорского товарищества художников, работал реставратором. В 1968 г. был рукоположен во диакона, служил в Ильинском храме г. Загорска. С середины 70-х гг. С. М. Боскин участвовал в издании нотных приложений к богослужебным книгам. В 80-х гг. собирал материалы о ТСЛ и ее скитах, о жизни Сергиева Посада в 20-30-х гг. XX в. После открытия Черниговского скита летом 1990 г. помогал налаживать там клиросное пение и церковное чтение и продолжал диаконское служение[22]. // ПЭ. Т. 6. — М. 2003. С. 91-92.

[23] Монашеский постриг был совершен ровно через три года после благословения архим. Тихона, в тот же самый день, 19 декабря (на зимнюю память святителя Николая Чудотворца).

[24] Макарий (Веретенников), архимандрит.  Самородок нашего времени. // Журнал «Альфа и Омега», 2009 г. № 3 (56). С. 357.

[25] Это был голос Лавры, голос Церкви! [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/37805.html. Загл. с экрана. Дата обращения: 27.05.2022.

[26] Н. В. Матвеев в 30-40-е гг. учился в музыкальном училище г. Москвы, когда там преподавал известный хормейстер, преемник Н. М. Данилина К. Б. Птица.

[27] Подробнее об этом см. ст. игум. Андроника (Трубачева) «Богослужебная синодальная комиссия». // ПЭ. Т. 5. — М., 2002. С. 535-536.

[28] См.: Праздничный концерт, посвященный 1000-летию Крещения Руси. Государственный академический Большой театр СССР. 10 июня 1988 года [видеозапись] [электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/video?q=концерт&z=video-18440576_167836755. Дата обращения: 21.05.22.

[29] Цит. по: Макарий (Веретенников), архим. Самородок нашего времени. // Журнал «Альфа и Омега», 2009 г. № 3 (56). С. 360.

[30] Поляченко Георгий Георгиевич (1950-2015). Родился в Риге. Окончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского и Литературный институт им. М. Горького. С 1988 г. до последних дней жизни являлся художественным руководителем международных православных фестивалей, с 1998 г. — председателем Православного церковно-певческого общества. [электронный ресурс] Режим доступа: https://predanie.ru/polyachenko-georgiy-gergievich/. Дата обращения: 21.05.22.

[31] Это был голос Лавры, голос Церкви! [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/37805.html. Загл. с экрана. Дата обращения: 21.05.22.

[32]  Например: Духовный концерт в честь Интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (1-я пластинка — хор Н. В. Матвеева. 2-я — хор архим. Матфея), 1971 г.;— «Пасха Христова». К 60-летию восстановления патриаршества (пластинка), 1978 г.; Память их в род и род: памяти 600-летия победы на Куликовом поле (пластинка), 1981 г.; «Днесь Земля Русская предстоит Богу». Божественная Литургия и Благодарственный молебен в Даниловом монастыре 12 июня 1988 г., в день празднования 1000-летия Крещения Руси; Концерт, посвященный 1000-летию Крещения Руси в Большом театре Москвы, 9 июля 1988 г. (СD); «Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков». Рождественский праздничный триптих. Запись, посвященная 2000-летию Рождества Христова (СD), 1999 г.

[33] Орден св. кн. Владимира II степени — 1976 г., Орден преп. Сергия Радонежского II степени — 1987 г., Орден благ. кн. Даниила Московского III степени — 1998 г., Благодарственное письмо от Святейшего Патриарха Алексия II — 2004 г.

[34]  Фортунато Михаил, протоиерей (1931-2022). Родился во Франции, окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1951-1956). В 1969 г.  был рукоположен во священника. С 1969 по 2005 гг. — священник и главный регент Лондонского кафедрального собора. После 1990 г. одновременно со служением в Лондонском соборе читал курсы церковного пения, занимался организацией и проведением церковно-певческих семинаров в России, Англии, Голландии и Франции.
Примеч.: Мысль о проведении съездов о. Михаилу подал Николай Григорьевич Денисов, ученый специалист по певческой традиции старообрядчества, доктор искусствоведения, профессор МГК. // См.: Балуева Н. Регент: судьба и служение. Протоиерей Михаил Фортунато. — М., 2012. С. 116.

[35] Подробнее об этом см.: Отчет о работе Съезда преподавателей церковного пения духовных заведений и регентских школ Русской Православной Церкви, Сергиев-Посад, 23-25 ноября 1994 г. С. 24-26.

[36] См.: Бетина А. «Пою Богу моему…» С. 273-291 (Высказывания архимандрита Матфея на семинарах преподавателей церковного пения).

[37] Мастер-класс [видеозапись]: Мастер-класс, проведенный архим. Матфеем для участников семинара преподаватеей церковного пения в МДА (1999) [электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/video?q=мастер&z=video-10226880_135797718. Дата обращения: 27.05.2022. 

[38] Узлова Л. Памяти архимандрита Матфея [электронный ресурс]. Портал «pravoslavie.ru», 14 сентября 2009 г. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/smi/56087.htm. Дата обращения: 27.05.2022.

[39] Евгений (Решетников), митрополит Таллинский и всея Эстонии (1957). С 1991 по 1994 гг. — ректор Ставропольской духовной семинарии. В 1994 г. был назначен и. о. председателя, с 1998 — председателем Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви (до 2018 г.). С 1995 по 2018 г. был ректором МДАиС. В 2018 г. избран предстоятелем Эстонской Православной Церкви, возведен в сан митрополита. В 2005-2007  гг. — член Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. В 2011-2018 гг. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. В 2012-2018 гг. — член Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. [электронный ресурс]. Портал «patriarhia.ru». Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/31592.html. Дата обращения: 27.05.2022.

[40] Амвросий (Ермаков), митрополит Тверской и Кашинский (2018). Обучался в МДС и МДА, С 1994 по 1999 гг. был регентом академического студенческого хора. В 2000 г. назначен благочинным и главным регентом Сретенского монастыря. В 2005 г. рукоположен во епископа. С 2008 г. являлся викарным епископом Санкт-Петербургской епархии, ректором Санкт-Петербургских духовных школ. В 2014 г. возведен в сан архиепископа. В 2018 г. назначен ректором Московских духовных школ, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В 2019 г. переведен ректором в Сретенскую духовную семинарию, назначен наместником Сретенского монастыря.  В 2020 г. назначен главой Тверской епархии, возведен в сан митрополита [электронный ресурс]. Портал «patriarhia.ru». Режим доступа: http://www.patriarhia.ru/db/text/118363.html. Дата обращения: 27.05.2022.

[41] Евлогий (Смирнов), митрополит Владимирский и Суздальский (1937-2020). С 1955 по 1959 гг. учился в МДС. В 1960 г. вступил в братию Троице-Сергиевой Лавры, принял постриг. В 1966 г. окончил МДА, был оставлен преподавателем. В 1972-1983 гг. нес послушание эконома Лавры. В 1983-1986 гг. был наместником Свято-Данилова монастыря, в 1988-1990 гг. — наместником Оптиной пустыни. В 1990 г. был рукоположен во епископа Владимирского и Суздальского. В 2013 г. возведен в сан митрополита. В 1018 г. отправлен на покой [электронный ресурс]. Портал «patriarchia.ru». Режим доступа: www.patriarchia.ru/db/text/1579224.html. Дата обращения: 27.05.2022.

[42] В Северной Осетии прошел I Международный пасхальный фестиваль духовной музыки памяти архимандрита Матфея (Мормыля) [электронный ресурс]. Портал «Летопись епархиальной жизни», 25 апреля 2012 г. Режим доступа: http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2179410.html. Дата обращения: 27.05.2022.