В Московской духовной академии отметили 100-летие со дня рождения композитора диакона Сергия Трубачева

26 марта 2019 года исполнилось 100 лет со дня рождения церковного композитора диакона Сергия Трубачева. В Московской духовной академии отметили юбилей композитора рядом памятных мероприятий.

В полдень на Благовещенском кладбище Сергиева Посада на могиле диакона Сергия заведующий Регентским отделением Московской духовной академии игумен Лазарь (Гнатив) в сослужении диакона Серафима Сопита отслужил панихиду. На панихиде молились родственники композитора – дочь Ольга Сергеевна и внук Сергей.

В исполнении небольшого состава певчих под управлением преподавателя Регентского отделения МДА Ксении Тарелкинойпрозвучали песнопения панихиды Д.М. Яичкова.

В 18 часов в Елизаветинских чертогах состоялся праздничный вечер, прошедший в камерной, теплой, почти домашней атмосфере, объединивший не только студентов нашей духовной школы и ее гостей, но также близких друзей и родственников отца Сергия.

В начале вечера к собравшимся обратились с приветственными словами сын и дочь Трубачева.

Сын композитора – игумен Андроник (Трубачев) обозначил в своем выступлении три базовых составляющих творчества отца Сергия. Ими являются соединенные воедино церковность, народное творчество и высокое музыкальное образование. Отец Андроник также вспомнил в своей речи и о многолетней совместной работе диакона Сергия Трубачева и архимандрита Матфея (Мормыля).

Дочь композитора – Мария Сергеевна Трубачева подчеркнула, что особенностью вечера является празднование 100-летнего юбилея в сам день рождения диакона Сергия. В своем выступлении она отметила, что в этом году намечено несколько мероприятий по случаю юбилея в различных городах России, и уже несколько из них состоялось, но начало торжеств было положено в стенах Московской духовной академии на традиционном Филаретовском вечере 2 декабря 2018 года.

Ведущий юбилейного вечера – Сергей Дейкун, студент Подготовительного отделения МДА, кратко сообщил присутствующим некоторые основные моменты биографии композитора, сопровождая свою речь фотопрезентацией из архива семьи Трубачевых.

На вечере прозвучала уникальная запись 50-х годов прошлого столетия симфонического оркестра Карельского радио и телевидения под управлением С.З. Трубачева.

Женский хор 1 курса Регентского отделения (регент – Ксения Алексеева) исполнил произведение «Колокольчики мои» на слова А. Толстого. Оно прозвучало впервые с момента создания его композитором. Второе произведение с инструментальным сопровождением (партия фортепиано – Д.Ю. Касьяненко), исполненное на вечере, – патриотический гимн «Россия, воспряни!» на слова сына композитора игумена Андроника (Трубачева).

Большая часть произведений Трубачева, прозвучавших на вечере, – его духовные песнопения. «Богородице Дево» и три песнопения из цикла «Песнопения Божественной литургии» для однородного хора: 1-й антифон «Благослови душе моя», «Единородный Сыне», «Святый Боже» исполнил женский хор. «Достойно есть», «Братие, сие да мудрствуется в вас» (из послания к Филиппийцам св. ап. Павла) и кондак Крещению Руси исполнил объединенный камерный хор Академии и Регентского отделения под управлением Ксении Тарелкиной.

После выступления смешанного хора диакон Серафим Сопит провозгласил  приснопоминаемому композитору диакону Сергию Трубачеву «Вечную память», проникновенно исполненную затем всеми присутствующими в зале.

В заключение вечера к присутствующим обратился заведующий Регентским отделением МДА игумен Лазарь, который, в частности сказал:

«Святой пророк и псалмопевец Давид говорит: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши…». Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский, толкуя эти слова пророка, замечает, что беседа и общество ближних очень действуют на человека: знакомство с ученым сообщает человеку много различных сведений, общение с путешественником — много познаний о странах, о нравах и обычаях народных, с поэтом — много возвышенных мыслей и чувствований. И, наконец, беседа и знакомство со святыми сообщают святость.

В этом смысле Сергей Зосимович Трубачев был щедро одарен Богом. Его жизнь была богата на встречи и общение со многими великими людьми и незаурядными личностями. Его профессиональное становление, как дирижера и будущего церковного композитора, проходило в общении с великими музыкантами, исполнителями и теоретиками своего времени: пианисткой Е.Ф. Гнесиной, профессором С.С. Скребковым. Свое дирижерское мастерство он совершенствовал, занимаясь с одним из великих советских дирижеров А.В. Гауком. В его концертах принимали участие такие легендарные исполнители, как пианисты Григорий Гинзбург, Яков Зак, виолончелист Святослав Кнушевицкий, певец Александр Ведерников и др. Он имел возможность близко общаться с выдающейся пианисткой Марией Юдиной, бывать на ее открытых уроках. Судя по сохранившимся программам концертов, которые он посещал, Сергей Зосимович был очень избирателен в своих музыкальных предпочтениях, отдавая преимущество кантатно-ораториальному жанру. Он имел возможность знакомиться с такими шедеврами мировой классики, как оратория «Иуда Маккавей» Генделя, «Реквием» Моцарта, цикл симфоний Бетховена и др. в исполнении коллективов под руководством Евгения Мравинского, Эриха Кляйбера — дирижеров с мировым именем.

С другой стороны, Сергей Зосимович, будущий диакон Сергий, на протяжении всей своей жизни был и оставался человеком Церкви, с раннего детства впитавшим дух церковных молитв. Его внутренний мир был пронизан духом глубокой церковности. На его мироощущение оказало влияние общение с известными валаамскими старцами, незаурядным священником-богословом Павлом Флоренским. И, наконец, образ отца, благочестивого священника, регента, будущего исповедника веры.

Все это вместе сформировало необычайно яркую и во многом знаковую личность для богослужебного пения и церковной музыки Русской Церкви XX века, которая стала символом подлинного преемства богослужебно-певческих традиций, почти утерянных в годы лихолетья.

В наше время перед будущими регентами и певчими церковных хоров очень часто стоит проблема выбора репертуара. На богослужебные тексты пишут много, пишут многие. В самых разных стилях, довольно часто свободно трактуя богослужебный текст. Творческое наследие диакона Сергия Трубачева, в этом смысле, — настоящее сокровище, один из подлинных ориентиров на пути понимания и определения, каким должно быть творчество церковного композитора.

В скором времени камерному хору Регентского отделения Московской духовной академии предстоит выступить на I Всероссийском Фестивале хоров регентских отделений. Одним из условий участия (в плане репертуара) в этом фестивале является исполнение хором песнопения местной традиции. Когда мы обсуждали с владыкой ректором репертуар и дошли до этого пункта, то, не сговариваясь, определили: «Это будет произведение отца Сергия Трубачева». Сказать, что произведения диакона Сергия Трубачева —  наша местная традиция, — это и великое счастье, и очень большая ответственность. Будем надеяться, что не только благодаря памятным датам, но и в целом наш труд на ниве богослужебного пения еще не раз будет соприкасаться с творчеством этого незаурядного, выдающегося церковного композитора, будет для нас образцом, как нужно совершенствоваться и профессионально, и духовно. Благодарю всех, кто потрудился в подготовке этого памятного вечера, преподавателей, учащихся Московской духовной академии, Регентского отделения МДА, игумена Андроника, родных и близких композитора, которые прибыли к нам на вечер, и желаю, чтобы то, что мы сегодня услышали и что согрело наше сердце, мы сохранили в себе как можно дольше. Храни вас Господь!»

Пресс-служба МДА