Дмитриев Никодим Михайлович

Дмитриев Никодим Михайлович (1870, г. Ливны Орловской губ.- 1943, г. Куйбышев, ныне Самара), регент, дирижер, педагог, общественный деятель. Род. в простой семье. Имея хороший голос и абсолютный слух, в детстве пел в местной церкви. В 1888 г. блестяще окончил московское Синодальное училище церковного пения. С 1889 г. жил в Саратове, создал любительский хор, с к-рым участвовал в исполнении «Реквиема» В. А. Моцарта, ораторий «Семь слов Спасителя на Кресте» и «Сотворение мира» Й. Гайдна, музыки П. И. Чайковского к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка», хоровых сцен из рус. опер, кантат и ораторий. С 1904 г. был регентом архиерейского хора Александро-Невского кафедрального собора в Саратове. В 1905, 1912-1917 гг. являлся председателем Саратовского певческого об-ва (СПО), в др. годы - членом его правления. Преподавал церковное пение в Саратовской ДС (1911-1913), пение, рус. язык и арифметику в младшем классе Саратовского коммерческого уч-ща (с 1914). Параллельно с коллективом мальчиков Саратовского оперного театра готовил детские хоры в операх «Кармен» Ж. Бизе, «Пиковая дама» Чайковского, «Вертер» Ж. Массне и др. С 1927 г. жил в Брянске, работал в музыкальном уч-ще.

Д. пользовался в Саратове большим авторитетом. В его доме бывали ректор Саратовской консерватории С. К. Экслер, профессора Д. М. Рудольф (ученик С. И. Танеева), В. В. Адамовский, директор коммерческого уч-ща Соловьёв и мн. др. Дружил с писателем К. А. Фединым.

Регентская деятельность Д. проходила в русле реформы церковного пения в московском Синодальном уч-ще (1886). Наряду с произведениями традиционных церковных композиторов - Д. С. Бортнянского, Г. Ф. Львовского, А. А. Архангельского, М. А. Балакирева - впервые в репертуар архиерейского хора и хора СПО вводились сочинения композиторов московской школы Нового направления: «Воскликните Господеви», «Благослови, душе моя», «Верую» А. Т. Гречанинова; Херувимская на «Радуйся» П. Г. Чеснокова; «О Тебе радуется» С. В. Смоленского и в особенности «С нами Бог», «Благослови, душе моя», Херувимская и др. произведения А. Д. Кастальского, а также сочинения Чайковского, архиеп. Алексия (Дородницына). Вслед за Д. этот репертуар был введен в певческую практику др. регентами города.

Д. постоянно заботился о повышении исполнительского мастерства руководимых им хоров. Современники отмечали «солидность программ», считали Д. «способным дирижером», готовившим концерты «с большой тщательностью и художественностью». В печати отмечалась также реакция слушателей, бисировавших отдельные номера в духовных концертах, как правило, аншлаговых.

Д. явился инициатором создания СПО. Разработанный им Устав СПО (утвержден 14 дек. 1905) содержал положения, направленные на повышение муз. образования регентов и дирижеров, улучшение постановки пения в духовных и светских хорах, вокальной работы, подготовку научных сообщений по теории и практике хорового исполнительства, издание нот, в т. ч. «Сборника музыкальных пьес местных авторов», содействие в организации хоров, в поиске певцов и др. Правление СПО должно было обеспечивать образцовое исполнение духовных и светских концертов, организацию комиссии по изучению пения в Саратове, проведение совещаний по пению, обмен опытом. Избранный председателем СПО вторично (1912), Д. сумел преодолеть раскол среди его членов и сплотить новые силы. При нем значительно увеличилось финансовое положение об-ва: проведенные Д. в 1912-1916 гг. 10 духовных и светских концертов (с участием 100 и более певцов) принесли 5394 р. (ср.: в 1912 г.- 466 р.). Полученные деньги были потрачены на благотворительные цели: в пользу голодающих (1912), в помощь Кирилло-Мефодиевскому братству, балканским славянам (1913), на нужды членов СПО. К 1916 г. безвозмездно было выдано пособий на 2351 р., в т. ч. семьям убитых и раненных на войне 1914 г., хористам оперы и др. Протестуя против «нещадной эксплуатации детского труда», создали специальный денежный капитал для нужд детей (1,5 тыс. р.). Муз. одаренных детей ежегодно бесплатно обучали на летних подготовительных курсах, определяли в гимназии (161 чел.), заботились об их быте. Для взрослых добились существенных скидок при оплате медицинских услуг и покупки лекарств. Общественное признание деятельности СПО выразилось в оценке его работы как «примерной».

Особой заботой Д. было состояние церковного пения, анализ к-рого он сделал в статьях «Церковное пение прежде и теперь» (1914) и «Audiatur et altera pars» (1915), придя к неутешительному выводу, что это «дело, освященное Самим Богом и взлелеянное трудами Первоучителей церкви Христовой, в XX в. оказалось никуда не годным и попавшим в руки «невежественных регентов», не только не знающих пения, но и вовсе не умеющих петь стихир Октоиха». В качестве причин, тормозивших образование регентов, он указал недостаточное число занятий по церковному пению в ДУ и ДС (1 урок в неделю), отсутствие нормальных условий для обучения и профессиональных кадров, низкие заработки; приводятся примеры как своеволия духовенства, так и их инертности в деле развития церковного пения.

Статьи Д. нашли отклик в местной епархии. Саратовские епархиальные власти с назначением на кафедру еп. Палладия (Добронравова) (1914) организовали Наблюдательный совет с целью контроля над церковнопевч. репертуаром и открыли краткие курсы для церковнослужителей и регентов (1916) для введения «уставного церковного пения, одинакового в церквах епархии». Изданные Д. учебные пособия - «Записки по теории музыки» (1906) с посвящением СПО, «Записки по теории музыки с 55 задачами и полное решение их» (1914) (5 разделов: элементарная теория музыки, теория композиции, контрапункт, формы сочинений, инструментовка, история музыки) - были одобрены Саратовским отделением РМО в качестве руководства для учащихся и способствовали улучшению клиросного пения.

Арх.: СПб. Личн. арх. Н. А. Дмитриевой.
 
Соч.: Записки по теории музыки: Для ст. кл. духовных уч-щ и мл. кл. духовных семинарий. Саратов, 1906; Записки по теории музыки с 55 задачами. Саратов, 1914; К сведению гг. учителей пения в начальных школах, псаломщиков и регентов сельских школ // Саратовские ЕВ. 1914. № 20. Обл. об.; Audiatur et altera pars // ХРД. 1915. № 5/6. С. 141-146; Церковное пение прежде и теперь // Саратовские ЕВ. 1914. № 20. С. 35-36.
 
Лит.: Церковно-певческое дело: Саратов // РМГ. 1904. № 13/14. Стб. 378; Саратов // Там же. 1905. № 21/22. Стб. 581-582; Церковно-певческое дело: Хроника. Саратов // Там же. 1906. № 17. Стб. 446-447; Соединенные хоры // Там же. 1908. № 18/19. Стб. 460; Весь Саратов: Адрес-календарь-указатель. Саратов, 1911. С. 87; 1913. С. 74; 1916. С. 102; Известия и заметки... Из Саратова // ХРД. 1912. № 5/6. С. 119; Саратов. Хроника. Разные известия // РМГ. 1912. № 23/24. Стб. 540-541; Корреспонденции: Саратов // ХРД. 1915. № 5/6. С. 123; Известия и заметки // Там же. № 8. С. 184; Известия и заметки // Там же. 1916. № 3. С. 76; Саратовское певч. об-во // Там же. № 5/6. С. 167-170; Зацепина Т. М. Традиции национальной певч. культуры в рус. хоровой музыке кон. XIX - нач. XX в.: Канд. дис. Л., 1980. С. 158-159; Дмитриев А. Н. Саратов: Консерватория. Театр // Он же. Исследования. Статьи. Наблюдения. Очерки. Л., 1989. С. 192-197, 202, 206.
Т. М. Зацепина
Источник: Электронная версия Православной энциклопедии