Организация работы с любительским хором и приходская практика «Народных Литургий»

Корнет Елена Сергеевна - руководитель авторского образовательно-педагогического проекта повышения квалификации регентов и певцов православных хоров «Регентские встречи», регент храма свт. Спиридона Тримифунтского ст. Северской Краснодарского края, Екатеринодарской и Кубанской епархии РПЦ (МП). Доклад прозвучавший во второй день III Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви.

Добрый день, досточтимые отцы, всечестные матушки, уважаемые коллеги!

Сегодня хочу затронуть такую, достаточно актуальную на сегодняшний день тему, как «Организация работы с любительским хором и приходская практика «Народных Литургий».

Для начала стоит отметить, ни для кого не секрет, что на периферии существует острая нехватка квалифицированных кадров для работы в церковных хорах. Не редкость, когда в приходе отсутствует даже регент. Но, как показала практика всегда есть люди, которые хотят или могут петь – я умышленно не объединяю эти понятия.

Для того, чтобы организовать таких людей в любительский хор для начала необходимы: регент, способный взять на себя нагрузку по обучению желающих; время, ведь следует учитывать рабочие графики и искать совпадение свободного времени для проведения спевок; и, конечно, желание преподать и освоить материал. Естественно, что профессиональная компетенция такого человека должна быть высокого уровня. Только наличие крепкого базового образования может обеспечить удовлетворительное соотношение затраченных усилий и результата.

Как я уже говорила, не на всех приходах есть регенты, способные организовать рабочий процесс любительского хора. Эту нагрузку, при совпадении желания и возможностей может взять на себя регент благочиннического храма. Хорошо спетый такой состав вполне может стать крепкой основой для проведения Народных Литургий, где поют все желающие прихожане. Мы ещё обязательно остановимся на вопросе организации «Народной Литургии» более подробно.

Следует понимать, что любительский хор, как и любой самодеятельный состав будет в первую очередь осваивать материал «на слух». Поэтому регенту очень важно понимать алгоритм работы с таким составом.

  1. Подбор материала
  2. Освоение всех партий регентом
  3. Правильное задавание тона
  4. Выбор времени спевки
  5. Читка и разбор текста
  6. Показ партии голосом. Аудио запись отдельно каждой партии
  7. Разучивание партии
  8. Выравнивание звука внутри партии, единое звукоизвлечение
  9. Построение аккорда
  10.  Громкость исполнения
  11.  Мимикрия к певцам
  12.  Подсвязочное давление
  13.  Избавление от зажимов

Давайте подробнее остановимся на каждом из этих пунктов.

  1. Подбор материала.

Произведения должны быть не только простыми, но и иметь явную, желательно цикличную мелодию. Нужно подобрать такие песнопения, в которых нет «подводных камней» – больших интервалов, резких скачков, изменения размера и тональности и так далее. Верхние голоса должны звучать в терцию. По возможности все три антифона выбрать на один мотив, на пример: упрощенный греческий или старинный напев.

Желательно, чтобы все песнопения литургии были выдержаны в одном стиле и по возможности в одной тональности. Это не только красиво, но и значительно облегчает работу непрофессионала.

Также важно учитывать, что предпочтительны произведения для средних голосов в невысокой тесситуре. Удобны тональности ре-ми.

Существуют уже готовые сборники одноголосных и двухголосных литургий. Их не стоит игнорировать. Авторы уже провели работу по отбору и адаптации материала для исполнения малыми и непрофессиональными составами.

  1. Освоение всех партий регентом

Следующий этап – освоение всех партий регентом. Совершенно недостаточно посмотреть только одну - две партии. Важно понять гармонию. Хорошо, если есть возможность проиграть себе это произведение на инструменте. Инструмент помогает показать чистое голосоведение в каждой партии, если недостаточно личного диапазона.

Как и при разборе любых музыкальных произведений, необходимо отметить для себя все сложные места в каждой партии, чтобы можно было отдельно показать их и проработать с составом. Неуверенно поющий регент – это прецедент к понижению лимита доверия и компетенции в глазах обучающихся.

  1. Правильное задавание тона

Также уже на данном этапе нужно чётко и уверенно уметь задавать тон. Для непрофессионального состава задавание тона должно быть несколько утрированным и желательно с указанием у кого, какая нота. Можно показать на каждого или на группу, поющую одну партию рукой.

Следует также понимать разницу между смешанным и однородным составом. Если в певческом коллективе только женщины, то для них будет удобен квартсекст аккорд. Если же есть мужчины, которые будут осваивать теноровую партию, то и тон соответственно должен быть задан в виде тонического трезвучия.

Это физиология. Чтобы достичь одинакового состояния натяжения связок для мужчин и женщин нужны разные высотности. Чтобы ухо воспринимало их как одинаковые "до" нужно, чтобы усилия напряжения были одинаковыми. Мужская "до" первой октавы будет высокой и яркой. Женская - напротив, низкой и матовой. Мужчина воспринимает «до» первой октавы, спетое женщиной, как «до» малой октавы, в соответствии с уровнем напряжения связок.

  1. Выбор времени спевки

Следующим этапом, я считаю, должна быть договоренность, когда все могут собираться на спевку. Желательно, чтобы это был какой-то определенный день недели и конкретное время. Это дисциплинирует, а также даёт возможность всем участникам процесса планировать своё время. Если встречи будут нерегулярными, постоянно отменяющимися или с переносом времени, то певцы довольно быстро потеряют интерес к процессу из-за непостоянства и быстро устанут от непонятного графика.

  1. Читка и разбор текста

Первая встреча нужна для того, чтобы познакомить людей с репертуаром.

Это, конечно, не означает, что нужно показывать всю литургию сразу. Гораздо эффективнее продвигаться по мере освоения предыдущего материала. После пропетого регентом песнопения, считаю очень важным, прочитать текст вслух. Чтение должно быть разборчивым, понятным, согласные буквы утрированны, гласные округлены: «поём, как написано, читаем, как поём». Далее следует объяснить певцам смысл песнопения, заострить внимание на сложных словах. Если недостаточно личной компетенции в объяснении богословского смысла конкретного текста, то можно воспользоваться готовыми материалами, например на порталах «Азбука веры» (azbyka.ru), «Православие.ру» (pravoslavie.ru) или «Правмир» (pravmir.ru).

Певцы должны понимать, о чем они поют. Пение Божественной литургии ни в коем случае нельзя превращать в механическое действие или напротив в театрализованное действие. Осознание смысла даёт возможность также избежать текстовых ошибок и расставить правильные смысловые ударения во фразах.

  1. Показ партии голосом

Далее предполагается показ каждой партии голосом. Как правило лучше всего начинать с пения в унисон. Одноголосие гораздо легче выстроить и управлять им. Пение многоголосием предполагает собой некоторую хотя-бы элементарную музыкальную подготовку участников хора или наличие опыта пения в самодеятельных коллективах.

Пение при показе должно быть неспешным, не суетливым. На этапе голосового показа партий нужно сделать аудио запись эталонного звучания и раздать участникам любительского хора для разучивания дома. Можно использовать запись, сделанную заранее.

При показе партии голосом, если мелодия циклична можно показать по одному циклу из каждой партии, объяснив при этом, что мелодия будет постоянно повторяться.

Мы уже говорили о том, что любительские составы отличаются тем, что большинство материала заучивают на слух. Соответственно каждое занятие должно начинаться с голосового напоминания мелодии песнопения.

Важно объяснить певцам необходимость самостоятельного освоения материала для экономии общего времени. Явка на спевку неподготовленным – это неуважение к остальным участникам рабочего процесса.

  1. Разучивание партии

После озвучивания каждой партии голосом, следует предложить певцам повторить короткий отрывок после его показа. Стоит объяснить, что петь нужно не слоги, а слова. Это помогает избежать излишнего дробления в пении.

В конце первой встречи, после того, как регент познакомит певцов с материалом необходимо договориться о графике встреч и обозначить объем самостоятельной работы. Он должен заключаться в освоении литературного текста и разучивания мелодии вслед за аудиопримером.

Также можно заострить внимание участников хора на том, что пение в коллективе кардинально отличается от сольного исполнения. Стоит сразу постараться начать приучать поющих к негромкому исполнению. Объяснять при этом, что негромкое спокойное пение даёт больше возможностей услышать соседа и постараться слиться голосом с общим звучанием. В зависимости от уровня восприятия участников хора можно рассказать им о голосовой мимикрии. Обязательно познакомить с эталонным звучанием, к которому певцам нужно пристраиваться.

Разучивать партии лучше всего дробными частями, не пытаясь спеть всё от начала до конца. Это не продуктивно. Сразу перед началом разучивания можно показать голосом сложные отрывки песнопения и попросить певцов повторить их за вами. При попытке воспроизвести песнопение, если возникают затруднения или ошибки, не стоит продолжать пение. Лучше остановиться и проработать данные места до того момента, пока они не будут звучать правильно и уверенно. После этого можно продвигаться дальше. И так, пока не будет освоено всё произведение.

  1. Выравнивание звука внутри партии, единое звукоизвлечение

Вне зависимости от того работаете вы с одноголосным или многоголосным материалом, необходимо акцентировать внимание певцов на том, что для того, чтобы голоса сливались в один чистый звук, нужно стараться подражать эталонному звучанию. Если нет возможности рассказать певцам о голосовой мимикрии, то можно предложить подражать ведущему голосу. Как и для профессиональных хоров, для любительского состава также важно единое звукоизвлечение. Необходимо стремиться к чистому унисону. Стоит обращать внимание на то, чтобы певцы следили за тем, чтобы личная громкость пения не превышала общую громкость хора. Можно попросить их запомнить слоган: «пою не громче, чем сосед» при чём каждый должен стараться петь не громче ведущего голоса. В любительских составах часто в одной партии оказываются люди с совершенно разными тембрами и певческими позициями. Не нужно стесняться и излишне соблюдать пиетет в данном вопросе. Певцам со слишком низкой позицией, людям с сильным возрастным вибрато нужно постараться объяснить необходимость облегчения и осветления звука. Предложите певцам приподнять уголки губ и петь чуть выше, чем хочется. (показать разницу в звуке).

  1. Построение аккорда

Если нам удалось разделить любительский состав на партии, то задача автоматически усложняется необходимостью построения чистых интервалов между партиями. Этот критерий исполнительства также упирается в работу над единым звукоизвлечением. Не следует голословно требовать от певцов сделать что-то по-другому. Необходимо в обязательном порядке показать, как именно нужно сделать то, что Вы просите. Каждый шаг нужно показывать на личном примере. Не стоит забывать, что любительский состав воспринимает Вас преимущественно на слух. Разучивая материал с каждой партией отдельно, лучше всего выстроить аккорд не между партиями, а в начале с ведущим голосом, чтобы певцы услышали чистую гармонию. Так следует проделать с каждой партией по очереди. И только после уверенного исполнения произведения с в аккорде с ведущим голосом, можно начать сращивать партии между собой.

  1. Громкость исполнения

Ещё раз хочу повторить о том, что певцов надо приучать не орать. Пение должно быть спокойным, свободным и комфортным. На первых порах фактически все начинают петь избыточно громко. Люди кричат от страха. Это стресс. Пусть и сильно желаемый ими, но, всё же, стресс.

Покажите личным вокальным примером гибкость и послушность голоса в спокойном состоянии, без излишней громкости и форсирования. Объясните, что чем тише, тем слышнее каждому из поющих фальшь и ошибки. Как и темп разучивания, так и громкость должны быть не высокими.

Обратной стороной данного вопроса может стать излишняя вялость исполнения. Люди часто путают эти критерии. Необходимо объяснить, что тихо – не значит вяло. Звук должен быть упругим, довольно плотным, слегка напряженным.

  1. Мимикрия к певцам

Не только певцам следует избегать сольного исполнения хоровых произведений. Ведущий голос также должен отличаться аудиальной понятностью для любительского состава. Не должно быть излишней театральности, глубокой оперности. Если ведущий голос не понятен певцам самодеятельного хора, то они не смогут подражать ему в своей работе. Нужно быть, что называется, ближе к народу. Ваше формирование звука и ваша интонация должны быть доступны для непрофессионального певца. Поэтому, если ведущий голос избыточно богат обертонами и является прекрасным образцом высокопрофессионального академического вокала, то придется на время занятий с любительским хором немного облегчить тембр отказавшись от большей части обертонов. Голос, удобный для понимания немного обезличен. Идеален тембрально унифицированный голос. Такой голос, который может сливаться с любым другим. Такой, чтобы любой непрофессионал мог «примерить» его на себя. Это не значит, что ведущий голос должен полностью расстаться с индивидуальностью. Но я говорю о том, что стоит для работы с самодеятельным составом сделать его несколько усреднённым.

  1. Подсвязочное давление

Я уже говорила о том, что среди поющих также достаточно людей с разными тембрами и вокальными позициями. Для того чтобы максимально унифицировать звучание голосов в хоре, необходимо обратить внимание певцов на подсвязочное давление. Именно оно провоцирует большую часть голосовых и интонационных изъянов. Считаю уместным кратко объяснить поющим механику нашего голосового аппарата, уделив внимание дыханию и работе голосовых связок. Часто фальшивая интонация и тяжёлая заглубленная позиция появляется у непрофессиональных певцов и закрепляется, в качестве вокальной привычки из-за большого количества воздуха в звуке.

Наши связки совершают быстрые колебательные движения. Взаимодействие потока воздуха, проходящего через голосовые складки, рождает звук. Все остальные составляющие вокального аппарата формируют качество и особенности этого звука.

Например, «ля» первой октавы – это 440 герц. То есть 440 раз наши связки колеблются в секунду, чтобы издать этот звук. Если поток воздуха равномерный, не избыточный, то звук будет чистым. Если усилить выдох и увеличить поток воздуха, то звук будет иметь погрешность.

Очень действенно для начинающих певцов и любителей, упражнение со свечкой. Когда поющему предлагается сделать на горящую свечу равномерный долгий выдох через артикулированный на букву «У» рот так, чтобы пламя не погасло. Затем повторить это со звуком. Также можно проделать упражнение со стаканом воды и трубочкой.  Набрав в стакан половину объёма воды на звуке «У» пропеть на одном дыхании гамму в любой удобной тональности вверх и вниз. Главный критерий правильности выполнения данного упражнения – равномерность образующихся пузырьков воздуха в воде.

Многократное регулярное выполнение данных упражнений способно сформировать правильную привычку равномерного распределения воздуха при пении.

Стоит показать на личном голосовом примере разницу между скудным, нормальным и избыточным воздушным потоком, объяснить, как изменяется при этом звук и позиция.

  1.  Избавление от зажимов.

Также хочется несколько подробнее остановиться на такой животрепещущей для любительских составов теме, как вокальные зажимы. Большинство непрофессиональных певцов рано или поздно сталкиваются с этой проблемой.

Часто зажимы возникают из-за того, что человек поёт не в своей тесситуре, от общей мышечной скованности, от влияния психологических факторов, неправильных вокальных привычек и тому подобного.

Регенту важно определить. Диапазон своих певцов. Если работа ведется с одноголосными произведениями, то он должны быть в средней, удобной для всех поющих тесситуре. Если хор двухголосный и более, то важно понимать диапазональные возможности певцов в каждой партии.

Слишком высокие тональности для непрофессионалов зачастую и являются провоцирующим зажимы фактором.

Считаю, что регент должен показать певцам, как быстро и наверняка избавиться от голосового зажима. И постепенно стоит формировать в певцах понимание, как зажимов избежать вовсе.

Для быстрого избавления от зажима во время рабочего процесса можно предложить участникам хора следующие упражнение: 1. Спровоцировать зевоту. 2. Сжать челюсти, прикусив что-то (согнутый палец, пробку, карандаш), а потом резко отпустить их, раскрыв при этом рот. 3. Представить, что от макушки вниз по задней части шеи стекает что-то тёплое, густое, обволакивающее. У меня отлично сработала ассоциация с разбиванием сырого яйца.

 

Итак, хочется подвести небольшой итог всему вышесказанному. Для формирования здоровой и продуктивной рабочей атмосферы в любительском хоре, руководитель в первую очередь должен спланировать и выстроить свой личный рабочий процесс и систематизировать знания и навыки, необходимые для квалифицированной деятельности.

Любительский хор на приходе, это не просто альтернатива профессиональному хору в тех местах, где его содержание не представляется возможным, любительский хор – это, также, прекрасная основа для проведения Народных Литургий.

 

Если же мы говорим о возможности сразу работать со всеми прихожанами для проведения Народной литургии на приходе, минуя этап создания любительского хора, то следует отметить, что в этом случае также полезно руководствоваться определенным алгоритмом действий, в некоторой мере сходным с предложенной выше схемой.

Почти все этапы работы сохранятся:

1.      Подбор материала

2.      Освоение партий регентом

3.      Правильное задавание тона

4.      Выбор времени спевки

5.      Читка и разбор текста

6.      Показ партии голосом. Аудио запись отдельно каждой партии

7.      Разучивание партии

8.      Выравнивание звука внутри партии, единое звукоизвлечение

9.      Громкость исполнения

11.    Мимикрия к певцам

 

Репертуар народной литургии предполагает собой то, что даже новый прихожанин может присоединиться к процессу на любом его этапе.

Повторю, что:

  1. произведения должны быть максимально простыми, желательно с цикличной мелодией.
  2. Ведущий голос должен четко и уверенно знать, и озвучивать партию.
  3. Важно давать правильную звуковую настрройку поющим
  4. Следует предложить желающим организовать репетицию, это позволит сформировать поющий костяк, к которому другим будет легче пристроиться.
  5. Желательно объяснить прихожанам смысл богослужебных текстов и действий литургии. Можно привлечь к этому этапу священника.
  6. Приветствуется аудиозапись партий, и публикация их в приходских чатах для возможности прихожанами освоить какую-то часть материала самостоятельно.
  7. На репетициях (если есть возможность проводить такие регулярно) стоит уделить время разучиванию партий и обязательно выделить ресурс для проведения работы над ошибками.
  8. Помимо разучивания мелодии, стоит постараться унифицировать звукоизвлечение, объяснив самые простые, основные принципы пения.
  9. Перед репетициями и перед пением на самой службе считаю, что будет уместным напомнить поющим о том, что не стоит петь криком. Предпочтительно пение спокойное и свободное.
  10.  И, конечно, ведущий голос должен быть уверенным, устойчивым, спокойным. В зависимости от особенностей тембра и манеры пения, следует обратить внимание на то, чтобы исключить излишнюю театральность, оперность, не отказываясь от звуковой культуры.

Надеюсь, что систематизированная и изложенная мной информация поможет в вашем рабочем процессе и профессиональной деятельности.

Желаю всем Всемерной Помощи Божией в деле Его прославления.