Хранители литургических певческих традиций в Петербурге второй половины XX-XXIвв.: М. И. Ващенко и П. П. Герасимов

Маргарита Красова. Художественный руководитель вокального ансамбля "Артос" СПБ Митрополии Регент Храма Илии Пророка. Доклад участника III Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви.

- Добрый день, глубокоуважаемые коллеги!  Настоящее выступление посвящено выдающимся деятелям Русской певческой культуры, оставившим заметный след в хоровом искусстве Петербурга, и является скромным вкладом ученицы в сохранение памяти о любимых наставниках.  Материал подготовлен на основании нескольких интервью с М. И. Ващенко и матушкой Людмилой Александровной Герасимовой, а также рукописей и документов, предоставленных сыном Михаила Ивановича - Владимиром Ващенко и матушкой о. Павла.

В Петербурге на церковной ниве трудилась целая плеяда выдающихся регентов и церковных композиторов. Певческие традиции Придворной капеллы сохраняются до сих пор, особенно в соборных богослужениях. Уставные стихиры, как правило, распеваются на богослужениях по придворному Обиходу под редакцией А. Ф. Львова и Н. И. Бахметева.  Имена регентов — А. А. Архангельского, Е. С. Азеева, А. С. Аренского, А. А. Фрунза, В. А. Фатеева, А. Ф. Шишкина, М. К. Бурмагина, В. Г. Самсоненко, В. И. Зинченко, К. Ф. Федорова, Н. Д. Успенского, навсегда вписаны в «скрижали» истории церковного пения Санкт-Петербурга.

К этой плеяде принадлежат М. И. Ващенко, служивший главным регентом Николо-Богоявленского и Князь-Владимирского соборов и протодиакон П. П. Герасимов⸻ регент Троицкого Собора Александро-Невской лавры и создатель Хора духовенства Петербурга.

Для музыкантов очень важно: у кого ты учился, чью школу воспринял. Мы, скромные труженики церковного клироса, счастливы, что учились у М. И. Ващенко (19352021) — регента, известного во многих странах, педагога и просветителя.

С сентября 1980 года Михаил Иванович стал главным регентом Николо-Богоявленского собора в Ленинграде, хор которого состоял в те годы из 60 певчих. Автору доклада   довелось петь в этом хоре с 1985 по 1988 год. Всегда аккуратно одетый, харизматичный, целеустремленный и сосредоточенный, он появлялся на хорах заранее, чтобы продумать богослужебный   репертуар и затем согласовать его с настоятелем собора.

Ващенко унаследовал от своих наставников — регентов старой школы, любовь к строгой дисциплине на клиросе, которая сочеталась с благожелательностью и вежливостью в общении с певчими. Регент требовал от своего церковного певческого коллектива заблаговременной явки на Богослужение, скромного внешнего вида и благоговейного поведения. «Надо держать марку!», любил он повторять, улыбаясь. Одним взглядом и мимикой Михаил Иванович умел корректировать певческий звук хористов, прекрасно слыша звучание каждого певца в хоре. Обычно по средам регент проводил обязательные для всех спевки и готовил произведения для воскресных и праздничных служб.

Самое важное, чему нас, своих учеников, научил Михаил Иванович — это   благоговейному отношению к богослужению, умению не только понимать, но и чувствовать происходящее в алтаре. Чувствовать молитвенно-покаянное настроение или настроение торжественного славословия. Учитель любил повторять слова регента К. М.  Федорова: «Когда ты прослужишь 60 лет, тогда будет легче». Сам Ващенко прослужил регентом более 68 лет.

Михаил Иванович Ващенко родился в селе Крапивна Нежинского района Черниговской области Украинской ССР. С детских лет Михаил Иванович вместе с мамой Екатериной Порфирьевной участвовал в богослужениях на церковном клиросе. В 10 лет, находясь в паломнической поездке в Чернигове, Михаил Иванович получил благословение святого Лаврентия Черниговского.[1] «Миша, будешь жить и славить Бога в великом городе» — слова духовного наставника.[2]С 14 лет юный регент начал своё служение. Молодому регенту сразу пришлось управлять хором из 20 человек. Дирижерских навыков не хватало, но было знание церковного устава, обиходных песнопений и певческой системы осмогласия, что необходимо в регентской деятельности. Строгое семейное воспитание и опыт пения на церковном клиросе с детских лет помогали «держать марку». Благодаря певчим старшего поколения сохранялась устная традиция. Богослужебные песнопения в основном разучивались со слуха. Нотных книг и певческих рукописей не хватало, церковный репертуар был довольно скудным и однообразным, но все-таки звучало многоголосие: основная мелодия гласа украшалась движением в терцию сверху и гармонизовалась функциональным движением нижнего голоса. Музыкально образованных регентов было мало, и это послушание часто выполняли наиболее одаренные певчие.

В 1957 году М. И. Ващенко поступил в Киевскую Духовную семинарию, где быстро стал старшим певческой богослужебной череды[3]. В духовной школе был хороший мужской хор, которым руководил преподаватель церковного пения П. Д. Толстой, ученик «короля регентов» Я. С. Калишевского.[4] Семинаристы часто ходили в Киево-Печерскую лавру, где в подземных пещерах почивают мощи святых. Посетители пещер останавливались и слушали в исполнении мужского хора тропари, кондаки и величания святым. Большой популярностью в Киеве пользовался хор кафедрального Князь-Владимирского собора под управлением М. П. Гайдая[5]. Михаил Иванович любил бывать на службах в кафедральном соборе; в других храмах Киева пение было менее профессиональным, но все же на клиросах, как правило, пели два хора. Когда Михаил Иванович закончил 3-й курс, Киевскую Духовную семинарию закрыли в русле политики советского государства тех лет в отношении Церкви. Весь курс в 1960 году перевели в Одесскую семинарию, которая с самого основания в 1838 являлась очагом духовного образования под небесным покровительством святого апостола Андрея Первозванного. В Одессе Михаил Иванович становится регентом семинарского хора.[6] После слияния семинарий образовалось два мощных хоровых коллектива, певших антифонно за Богослужением.

Одесса — город талантливых, голосистых певцов, подобно итальянскому Неаполю. В городских храмах Одессы в 1960-х годах пение было на высоком уровне благодаря тому, что там по совместительству пели солисты оперного театра и студенты консерватории. В кафедральном Успенском соборе был образцовый хор, основанный хоровым мастером К. К. Пигровым. Михаил Иванович, учась в Одесской семинарии, имел возможность посещать спевки хора, которые проводил преподаватель церковного пения Николай Георгиевич Вирановский, ученик Пигрова.[7]

Особенное внимание (по словам М. И. Ващенко) Вирановский и Пигров уделяли интонированию секундовых интервалов, аккуратному исполнению гамм, хорошей дикции и тонкой нюансировке. Прослушивая певцов в свой хор, Ващенко всегда просил спеть гамму до-мажор, обращая пристальное внимание на чистое интонирование полутонов си-до и ми -фа.

После окончания обучения в 1961 году Ващенко поступил в Ленинградскую Духовную академию. В академическом храме на клиросах антифонно пели два хора. Дополнительно для желающих проводились факультативные занятия в регентском, вокальном и фортепианном кружках. Регентский кружок вел выпускник регентских классов при Придворной певческой капелле Константин Михайлович Федоров, который в свое время учился у Милия Алексеевича Балакирева, в 1906 году получив диплом I разряда с присуждением ему звания учителя церковного пения и теории музыки. С первых дней открытия Ленинградской Духовной академии в 1946 году Константин Михайлович преподавал церковное пение и сохранял педагогические традиции Придворной капеллы, — они поддерживаются с тех пор в течение многих лет.

По ходатайству Духовной академии Священный Синод постановил открыть Регентские классы при Ленинградской духовной академии. Первый набор учащихся состоялся в 1979/80 учебном году. Михаил Иванович Ващенко также поступил на обучение и одновременно стал преподавателем церковного пения. Регентский класс первоначально возглавил литургист и музыковед с мировым именем Н. Д. Успенский.[8] Он внес большой вклад в становление нового учебного подразделения при духовной школе. В 1983 году Регентский класс был переименован в Регентское отделение при Ленинградской Духовной академии.

Восприняв опыт мастеров, Михаил Иванович впоследствии 23 года возглавлял регентское отделение Санкт-Петербургской Духовной академии, открыв новую эпоху в истории петербургского церковного пения. Многие из ныне здравствующих протоиереев, регентов, диаконов, епископов и митрополитов РПЦ и других поместных Православных Церквей обучались у него.

С 1969 года начинается приходская деятельность Ващенко как регента. Он поступил помощником регента в Князь-Владимирский собор, а после скончавшегося регента Павла Николаевича Скородумова (артиста Малого оперного театра) стал главным регентом. С сентября 1980 года Михаил Иванович становится главным регентом Никольского собора и свою первую службу в качестве главного регента проводит, участвуя в торжественной литургии во время визита Патриарха Иерусалимского и Всея Палестины Диодора[9] в пределы Русской православной церкви. Хор Никольского собора состоял тогда из 60 певчих.[10]

В годы воинствующего атеизма была уничтожена почти вся церковно-певческая литература. Михаил Иванович не пожалел сил и времени на создание целой серии нотных сборников с литургическими комментариями. В какой-то степени, отбирая лучшие произведения певческого искусства к публикациям в своих сборниках, Ващенко на протяжении всей своей многолетней издательской деятельности негласно выполнял работу церковного «цензора». Всего Ващенко выпустил в свет около 40 нотных сборников.

Нотные сборники под редакцией Ващенко известны и востребованы не только в России, но и во всем мире. За издательскую деятельность Михаил Иванович неоднократно получал благодарность от коллег на международных певческих конференциях.

В течение 23 лет обязанности заведующего регентским отделением Михаил Иванович совмещал с преподаванием хороведения, хоровой аранжировки, церковного пения и литургики. В 1991 году М. И. Ващенко был приглашен в Педагогический институт имени Герцена преподавать литургику студентам факультета музыки, где трудился до 2001 года, разработав специальную авторскую методику. Он вспоминал, что в первые постсоветские годы, когда он заговорил на лекциях о Боге, некоторые студенты возмущенно покинули аудиторию.

Неоднократно, представляя Петербургскую хоровую школу, Михаил Иванович выступал на престижных международных конференциях, церковно-певческих семинарах и симпозиумах. Многолетние творческие контакты связывали Ващенко с известным регентом русского зарубежья о. Михаилом Фортунато[11]. Автору доклада повезло петь в хоре под руководством о. Михаила (ученика Н. М. Осоргина) на семинарах в Сергиевом Посаде и во время проведения фестиваля «Академия Православной музыки» в Санкт-Петербурге, где знаменитый регент проводил мастер-классы и делился своим богатейшим опытом. Запомнились художественные дирижерские жесты о. Михаила и прежде всего: позитив и добродушие, которые он излучал во время работы с хором.  Мануальная техника знаменитого регента не всегда укладывались в привычное представление о дирижировании, но коммуникация с хором была очень убедительна. О. Михаил на репетициях вдохновлял поющих всей величественной позой, выражением лица и волевыми ауфтактами, управлял хором он всегда в рясе и с протоиерейским крестом, что способствовало созданию благоговейного настроения у поющих. Репетиции неизменно заканчивались аплодисментами.

 Приехав в июле 2011 года в Санкт-Петербург на международный певческий фестиваль «Академия православной музыки»,[12] знаменитый лондонский регент, давно не видевший своего старого знакомого, сразу поинтересовался: «Можно ли встретиться с регентом Князь-Владимирского собора М. И. Ващенко?». Ведь знакомы они были уже давно — с 1994 года с того времени, как о. Михаил начал проводить свои семинары по церковному пению в Сергиевом Посаде, в Регентской школе при Московской Духовной академии. В тот год на фестивале «Академия православной музыки» гостил о. Роман (Красовский) Руководитель Миссии Русской Православной Церкви за рубежом в Иерусалиме. После знакомства с о. Романом и совместной долгой беседы Михаил Иванович был приглашен выступить с докладами на Съездах регентов Русского зарубежья в Канаду и США. Его доклад «Развитие и направления церковного пения в Петербурге после падения коммунизма» на Двадцать Втором Северо-Американском церковно-певческом съезде в Торонто (Канада) 3–7 октября 2012 года и выступление под названием «Некоторые мысли о церковном пении» 6 октября 2014 года на конференции в Сан-Франциско были встречены слушателями с большим интересом.

На церковно-певческом съезде Зарубежной православной церкви в Сан-Франциско, рассуждая о певческих традициях Руси, Ващенко сказал: «Глубокая древность, восходящая ко временам св. Иоанна Дамаскина, сообщает особый авторитет нашему церковному распеву. У каждого народа есть свои национальные излюбленные мелодии и свое техническое их построение. Сохраняя основные черты принятых распевов, русский народ развил, дополнил их своими родными звуками, обогатил их, усовершенствовал и составил на их основе множество церковных песнопений. Русский народ создал великолепные храмы, украсил их изумительной иконописью, художественной утварью, облачением, и он же создал свое православное церковное пение. В церковном пении отразилось все, что дано русскому народу христианством, что прошло через душу, мысль и сердце многих поколений русских людей. Знаменный и киевский распевы созданы возвышенными мыслями и чувствами наших поколений. Звуки этих распевов и теперь возвышают наши души. Они являются источниками воды живой для музыкального церковного молитвенного вдохновения».[13]

В докладе на Третьей Международной научной церковной конференции, посвященной 1000-летию крещения Руси,[14] М. И. Ващенко поделился своими представлениями о спорах музыковедов касательно самобытности древних распевов Руси и византийском влиянии. На конференции регент высказал мнение об использовании для богослужебной практики на Руси в X—XI веках канонических книг в болгарских переводах и предположил, что собственная крюковая музыкальная письменность, созданная по принципу греческих невм, возникла более чем столетие спустя после принятия христианства.

 В длительном процессе певческой практики, под воздействием творческого мышления древнерусских распевщиков, экспрессивные и драматические византийские распевы трансформировались в спокойную созерцательную монодию, на попевочном принципе которой была создана высокоразвитая система знаменного распева. В заключение доклада М. И. Ващенко рассуждает о научных взглядах Н. Д. Успенского, высказанных в статье «Византийское пение в Киевской Руси».[15] Изложим позицию ученого: после Крещения в певческом пространстве Древней Руси наметились три художественных течения. Первое — провизантийское, сторонниками которого являлись греческие архиереи, монахи и русская аристократия, стремившиеся утвердить на Руси византийское пение. Второе — умеренное, которое поддерживало большинство русского духовенства, допускающее употребление русских интонаций за богослужением. Третье — меньшинство русского клира, которое принимало только греческие богослужебные тексты. Победило умеренное среднее течение, которое способствовало созданию самобытного русского певческого искусства, олицетворявшего органичную часть миросозерцания древнерусского человека. «Огромную роль играло духовное наполнение, высокая духовность этого искусства: противопоставляемое фольклору, оно несло христианские ценности, формирующие национальный менталитет», — пишет Г. А. Пожидаева в монографии «Духовная музыка славянского Средневековья».[16]

 В своих докладах Михаил Иванович, говоря об острой полемике, ведущейся вокруг знаменного пения, также отмечал, что в дореволюционной России существовала церковная цензура для вновь сочиняемых церковно-певческих композиций и происходил строгий отбор песнопений, рекомендованных для исполнения за богослужением.

Редкими качествами знаменитого регента, помимо яркого музыкального таланта, являлись глубокие познания в области богословия, агиографии, гимнографии, стилистики и грамматики славянского языка, которые он использовал в корректировке богослужебных текстов для издания нотных учебных пособий. М. И. Ващенко в работе с хором уделял большое значение осмысленному произнесению слов церковно-славянского языка, верным логическим ударениям и правильной расстановке делений в мелодических фразах уставных тропарей, стихир и ирмосов канонов. Скрупулезное и уважительное отношение к певческой подаче богослужебных текстов для донесения верного смысла до прихожан являлось его творческим кредо. Особое значение он придавал грамотному звучанию обихода и осмогласия.  При подготовке своих сборников к изданию Ващенко выверял славянские тексты, делал переводы на русский язык для лучшего восприятия смысла, корректировал метрические деления, запятые и акценты. Михаил Иванович говорил во время последней нашей беседы в СПбДАиС: «К моему сожалению, в нашей церковно-певческой среде есть хорошие музыканты, но слабые богословы, и наоборот хорошие богословы, но слабые музыканты».[17]

Вспоминая недавно ушедшего в вечность[18] неутомимого труженика на ниве Господней — Михаила Ивановича Ващенко,постараемся быть достойными приемниками нашего учителя и, говоря его словами, «держать марку» Санкт-Петербургской регентской школы!

                                             ***

Имя легендарного регента Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры протодиакона о. Павла Герасимова — создателя и руководителя епархиального Хора духовенства — навечно вошло в историю церковного пения Санкт-Петербургской епархии. Это был яркий, талантливый, темпераментный, трудолюбивый и добродушный труженик нивы Христовой. Долгие годы служения о. Павла в Православной Церкви пришлись на советское время, когда все в ней служащие подвергались дискриминации со стороны государства. В Ленинграде было всего несколько открытых для молитвы храмов, многие верующие были друг с другом знакомы и общались. По промыслу Божьему молодой регент в 1965г встретил на клиросе Троицкого собора будущую спутницу своей жизни Людмилу Александровну, которой затем передал познания в области работы с церковным хором, и которая также стала известным в городе на Неве регентом. Семья о. Павла и матушки Людмилы воспитала в церковном духе троих сыновей. Крестным отцом Андрея и Евгения был выдающийся архипастырь владыка Никодим (Ротов), а Сергея ― владыка Алексей (Коноплев).

Автору доклада посчастливилось неоднократно наблюдать о. Павла за дирижерским пультом на богослужениях в Александро-Невской лавре. Отец Павел восхищал кипучей энергией и регентским талантом, а матушка Людмила, всегда носившая безукоризненно сидящий строгий костюм и аккуратную прическу «по церковной моде», являлась для молодых девушек благородным образцом для подражания.

Родился отец Павел 16 февраля 1930 года в селении Крутицы Дзержинского района Калужской области. Его мама ходила петь в церковный любительский хор ранние литургии и будила сына рано, в 5 утра, со словами «Пашенька, вставай, пойдем Господу петь!»  По промыслу Божьему о. Павел воцерковился, духовно возрос и решил стать священнослужителем. Отец предупреждал о гонениях со стороны атеистической власти на верующих, но юноша был крепок в решении связать жизнь с церковью.

Заметим, что на основании документов из архива Герасимовых можно проследить жизненный путь о. Павла. Церковную карьеру он начал в качестве сторожа Николо-Козинской церкви г. Калуги[19]. После службы в армии, обучаясь в Московской духовной семинарии в Загорске (ныне Сергиев Посад), руководил левым церковным хором во время богослужений[20] и в летнее время возглавлял пение череды семинаристов у раки Преподобного Сергия.

По постановлению Совета Московской духовной академии и семинарии от 18 июля 1956 года о. Павел получил аттестат об окончании курса Духовной семинарии по второму разряду[21]. По завершении семинарского курса обучения о. Павлу также было присвоено звание регента церковного хора, о чем имеется свидетельство.[22]Документ подписан ректором Московской духовной семинарии протоиереем о. Константином (Ружицким), инспектором семинарии профессором Н. Доктусовым и секретарем Совета Н. Муравьевым.

Со слов матушки Людмилы, сразу после семинарии о. Павла убедительно попросили (отказа не принимали) поехать управлять церковным хором в Федоровский собор Ярославля. В 1957году владыка Алексий (Коноплев) был направлен священноначалием готовить к открытию Троицкий собор Александро-Невской лавры[23] и взял о. Павла с собой келейником.

С февраля 1958 года владыка Алексий определил о. Павла управлять левым хором Троицкого собора, а Павел Владимирович Пулга[24] служил регентом правого хора. Затем о. Павел Герасимов был назначен регентом праздничного архиерейского хора Свято-Троицкого собора и до декабря 1992 года нес это послушание.

 — Не могли бы Вы, дорогая матушка Людмила, вспомнить какие-то характерные черты о. Павла?

— Ходил он стремительно и почти взбегал на хóры Троицкого собора, которые пристроил о. Борис Глебов в Преображенском и Троицком соборах, когда был настоятелем. Хор в лавре был смешанный. Певчие любили и уважали о. Павла, с которым всегда было интересно работать в хоре, называя его «наш папа». Частенько хористы Троицкого собора шутили: «Слышишь, лестница трясется, — это папа наш несется!».

Добавим к воспоминаниям матушки Людмилы устное свидетельство матушки Лидии Григорьевой (вдовы протоиерея Александра Григорьева): «Я пела в Троицком соборе под управлением о. Павла и вспоминаю о тех годах, как о самом счастливом времени своей жизни! После того как о. Павел спустился с хоров в алтарь и стал служить Господу как протодиакон, хор возглавил Ю. Е. Волотковский, но певческий состав сохранился. Однажды, в беседе с любимой солисткой о. Павла Надежой Дмитренко, которую он ласково называл ─ соловей, я спросила: «Как же Павел Петрович дирижировал Всенощной Рахманинова, не имея консерваторского образования? Надя ответила: “Он звонил в нас как в колокола!” Этот ответ удивил меня и запомнился на всю жизнь!»[25]

—  Матушка Людмила, помните ли Вы какие-либо события из общения с владыкой Никодимом? Как он служил?

— Владыка Никодим очень ценил о. Павла как регента. Служил Владыка неторопливо и величественно, очень требовательно ко всем, исключительно достойным образом. Во время богослужений митрополита Никодима петербургские храмы были переполнены молящимися прихожанами. Обладал прекрасным голосом и музыкальным слухом. В Неделю перед Рождеством приходил петь на клирос канон на мотив «Волною морскою» на утрене. Любил выходить из алтаря на солею к хору петь последние постовые службы перед Рождеством Христовым.

— Матушка Людмила, а где Вы брали церковно-певческий репертуар и как размножали партитуры?

—Мы привозили ноты из поездок, сами расписывали партии. После 1988 года началось «послабление»: разрешили ксерокопировать партитуры, а в 1982–1991годах всё писали по партиям, партитуры были только у регента. Очень было неудобно работать.

―Что бы Вы посоветовала молодым регентам и церковным певчим?

— Надо приходить в церковный хор служить, а не работать; только по внутреннему влечению души, любить Церковь, службы, Господа. «Муторно» выстаивать службы неверующим. Регенту необходимо осознавать и чувствовать, что за тобой весь молящийся народ, который пришел обогатиться духовно[26].

О. Павел выполнял ответственную миссию проповедника Слова Божия через исполнение духовной музыки. На протяжении десятилетий церковного служения регент собирал и переписывал ноты духовных песнопений, давал новую музыкальную жизнь забытым партитурам, сохранял для потомков лучшие в художественном отношении образцы храмового литургического пения. Хор принимал участие в архиерейских богослужениях и епархиальных мероприятиях. К сказанному матушкой Людмилой мы хотели бы добавить, что создать хор священнослужителей в богоборческое время было непросто так же, как непросто было привести к единому хоровому ансамблю голосистых служителей церкви и договориться с властями о концертах, гастролях и записях духовной музыки.

В 1977 году был выпущен двойной альбом Хора духовенства и Хора Троицкого собора Александро-Невской лавры, который практически не был доступен простым верующим.

С приходом в 1986 году на ленинградскую кафедру митрополита Алексия (Ридигера) Хор духовенства возобновил существование. Обновленный состав хора в 1987году участвовал в IV Международном фестивале церковной музыки в г. Куопио (Финляндия)[27] и сопровождал митрополита Алексия в его поездке по Финляндии. Во время поездки Хора духовенства в Финляндию с концертной программой, посвященной празднованию 1000-летия Крещения Руси, была опубликована рецензия в местной газете «Sang som kan rubba berg», автором которой является литератор Gustaf Widen.

Из статьи, написанной под впечатлением концерта Хора Духовенства в соборе Евангелической лютеранской церкви города Порвоо (Финляндия), становится ясно, что пассионарность[28]звучания Хора духовенства и особенно басовой партии буквально ошеломила слушателя, привыкшего к спокойно-созерцательному пению псалмов под орган. Русских басов по силе звука в низкой тесситуре можно сравнить с иерихонскими трубами, разрушившими звуковой вибрацией стены древнего библейского Иерихона. По всей видимости, такому звучанию хора способствовал о. Павел, аккумулирующий хоровые эмоции, управляющий певческим звуком, создавая единый хоровой организм. Регент, как бы, “заводил” и объединял окружающих излучаемой энергией. Не случайно Владыка Никодим поставил такого человека руководить хором духовенства. Отец Павел был носителем и проводником певческого духа, пробуждал своей эмоциональностью “спящих”, направлял творческие импульсы на созидание прекрасного искусства. Регенту присуща была убедительная дирижерская харизма и умение индуцировать свою волю. 

О. Павел, безусловно, был наделен особой духовной энергией. По словам философа И. А. Ильина: «Эта энергия, как таковая, есть изначально и существенно искра Божия; и человек призван к тому, чтобы принять и утвердить в себе эту Божию искру, как свою подлинную и собственную сущность; человек должен предаться этой духовной искре, потерять себя в ней и тем самым найти себя вновь. Тогда он сам станет Божией искрой и сумеет разжечь ее в целое пламя, а себя превратить в не сгорающую купину духа. (<…>), Итак, в этом жизненном развитии искра Божия очеловечивается и индивидуализируется, а человек оправдывает свое существование и освящается в своем творчестве. Человек становится художественным созданием Божиим, личным светильником Его Света, индивидуальным иероглифом Духа Божия»[29]. Искра таланта о. Павла разгорелась и согрела на долгие годы своим теплом многих собравшихся вокруг него церковных певчих, поющих клириков, прихожан Троицкого собора и многочисленных слушателей его концертов.

В 1988году Хор духовенства принял участие в концертной программе к 1000-летию Крещения Руси, выступив на сцене Кировского театра и в Академической Капелле. Виниловый диск был записан в 1988 году в зале Ленинградской академической Капеллы с концерта, посвященного 1000-летию Крещения Руси. Владыка Алексий II брал служить Хор духовенства в рамках празднования Тысячелетия Крещения Руси на выездные архиерейские богослужения. Поездки были в Эстонию, Новгородскую, Олонецкую и Псковскую области.

С 27 марта по 1 апреля 1991года о. Павел был направлен Отделом внешних церковных сношений в паломническую поездку на Святую Землю в составе делегации РПЦ, возглавляемой Святейшим Патриархом Алексием[30].

Прослужив в Троицком соборе Александро-Невской лавры 34 года, 27 ноября 1992 года о. Павел подал прошение митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Иоанну об освобождении его от должности регента и дальнейшем служении штатным протодиаконом[31]. Владыка Иоанн принял о. Павла с матушкой в резиденции на Каменном острове со словами: «Вчера приходил Ю. Волотковский (регент Преображенского собора) и просил место регента. Значит, так тому и быть!»

За усердное служение РПЦ и в связи с 70-летием 14 апреля 2000 года Святейший Патриарх Алексий II к празднику Святой Пасхи наградил о. Павла орденом святого преподобного Сергия Радонежского 3-й степени.

Философ Иван Ильин, размышляя о состоянии поющего сердца, пишет: «Есть только одно истинное счастье на земле — пение человеческого сердца. Если оно поет, то у человека есть почти все … Сердце поет, когда оно любит; оно поет от любви, которая струится живым потоком из некой таинственной глубины и не иссякает…<...> Тогда все остальное в жизни является не столь существенным: тогда солнце не заходит, тогда Божий луч не покидает душу, тогда Царство Божие вступает в земную жизнь, а земная жизнь оказывается освященною и преображенною. А это означает, что началась новая жизнь, и что человек приобщился новому бытию»[32].

Отец Павел дал жизнь Хору Духовенства епархии, который по сей день продолжает активную творческую деятельность. Своим «поющим сердцем» протодиакон Павел объединил множество клириков и певчих города на Неве.

 

[1] Св. Лаврентий Черниговский (1868—1950) был канонизирован 3 февраля 2016 постановлением Архиерейского собора Русской Православной церкви.

[2] Информация из личной беседы с М. И. Ващенко. Июнь 2019 года. Храм Святого Илии Пророка на Пороховых Санкт-Петербург.

[3] Череда — группа семинаристов, сформированная священноначалием для обучения богослужебным особенностям церковной службы.

  [4] Яков Степанович Калишевский — хоровой дирижер, хормейстер в оперных театрах Харькова и Киева. В 1883—1920 годах регент хора Софийского собора в Киеве. Автор песен и хоровых переложений. С девяти лет учился и руководил школьным хором в Черкасской духовной школе. Выпускник Киево-Подольского духовного училища, в годы обучения солировал в хоре Киевской духовной академии. В 1871—1872 годах работал регентом в Лаврском хоре на Ближних пещерах. С 1883 по 1920 год в Киеве служил регентом в Софийском соборе. В 1885 году со своим хором выступал перед императором Александром III. Возглавлял хоровую капеллу имени Н. Лысенко. Калишевский — ученик маэстро Росси де Руджиеро, талантливый педагог-вокалист, умевший ставить певческие голоса.

[5] Михаил Петрович Гайдай — просветитель, фольклорист, хоровой дирижер и педагог, отец знаменитой певицы Зои Гайдай, лауреата Сталинской премии, народной артистки СССР. Создал капеллу Волынского губернского отдела народного образования. Н. Н. Вильям-Вильмонт сказал, «встретив украинского хормейстера в Москве: У Гайдая талант на лице написан. — С детства он пел на клиросе в Софиевском соборе в Киеве под руководством легендарного регента Калишевского, которого в „Белой гвардии“ с уважением вспоминает Михаил Булгаков» (см.: Рудяченко А. Зоя Гайдай. I. Солнечное сопрано. URL: https://www.ukrinform. ru/rubric-culture/2699000-zoa-gajdaj-i-solnecnoe-soprano.html (дата обращения: 24.09.2019)).

[6] Информация из рукописи доклада М. И. Ващенко на регентском съезде в Торонто.

[7] Константин Константинович Пигров (1876—1962) — выпускник Регентских курсов Придворной певческой капеллы, просветитель, заведующий хоровым классом Одесской консерватории, регент, профессор, организатор Молдавской капеллы «Дойна»

[8] Николай Дмитриевич Успенский (1900—1987) — профессор Ленинградской духовной академии, византолог, кандидат искусствоведения, доктор церковной истории.

[9] Святейший Патриарх Диодор Каривалис (1981—2000) был известен своими антиэкуменическими взглядами, сохранял верность церковным канонам и догматам вопреки давлению духа времени (см.: Зоитакис А. Как Константинополь устроил судилище над праведным Иерусалимским патриархом Диодором. URL: https://pravoslavie.ru/118791.html (дата обращения: 08.12. 2019)).

[10] Информация из личной беседы с М. И. Ващенко. Июнь 2019 года. Храм Святого Илии Пророка на Пороховых СПб.

[11] О. Михаил Фортунато (1931—2022) родился во Франции в семье русских эмигрантов. После окончания Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, служил в Лондоне при Владыке Антонии (Блюме) Сурожском, в 90-е годы организовывал церковно-певческие конференции в Троице-Сергиевой Лавре в Сергиевом Посаде.

[12] Санкт-Петербурге с 2009 года при поддержке правительства в течение 9 лет организовывался международный летний фестиваль «Академия православной музыки» для заинтересованных лиц со всего мира — регентов, певчих, композиторов, учащихся консерваторий и духовных школ.

[13] Цитата из доклада М. И. Ващенко «Некоторые мысли о церковном пении» на церковно-певческом съезде в Сан-Франциско 6 октября 2014г.

[14] К вопросу о происхождении и развитии ранних форм русского церковного пения // Вестник Ленинградской духовной академии. 1990. № 2. С. 125—132

[15] Успенский Н. Д. Византийское пение в Киевской Руси // Actendes XIInternationalen. Byzantinisten Kongresses 1958. München: Verlag C. H. Back, 1960. S. 643—654.

[16] Пожидаева Г. А. Духовная музыка славянского Средневековья. Русь, Болгария, Сербия IX—XVII века. М.: Композитор; СПб.: Нестор-История, 2017. 472 с.

[17] Интервью с М. И. Ващенко в СПбДАиС при участии И. И. Ивановой. Дискуссия о правильном делении прокимнов (осень 2020).

[18] Михаил Иванович почил о Бозе в Неделю Православия 21.03.2021

[19]Подтверждено документально справкой от 28.06.1949г., подписанной старостой В. Климовой и председателем церковного совета протоиереем Георгием Соколовым.

[20]Справка №263 от 04.04. 1954г. Имеется в архиве Герасимовых следующего содержания: «Выдана Герасимову Павлу Петровичу в том, что он во время обучения своего в Московской Духовной Семинарии был регентом левого церковного хора» 

[21]Аттестат хранится в семейном архиве Герасимовых.

[22]Удостоверение №879 от 20. 06. 1956г.: «Дано настоящее Павлу Петровичу Герасимову в том, что он прошел курс обучения в регентском классе при Московской Духовной Семинарии и ему присвоено звание регента церковного хора»

[23]Согласно Википедии, 14.03 1957г. решением Священного синода владыка Алексий был назначен епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии, настоятелем возвращенного верующим Троицкого собора Александро-Невской лавры.

[24]Согласно Википедии, Павел Владимирович Пулга (1887 — не раньше 1967) по окончании регентских классов Придворной певческой капеллы (1913) служил регентом в Воскресенском Смольном соборе Петербурга и учителем пения в столичных гимназиях. Участвовал в Первой мировой войне в чине ефрейтора; в 1917–1918 гг. являлся членом Поместного собора РПЦ, принимая участие в заседаниях Подотдела о церковном пении и чтении.  После революции преподавал в школах Петрограда (Ленинграда). В 1925 г. окончил Институт истории искусств (б. Зубовский институт) и в 1937 г.— ленинградский Педагогический институт. С 1924 г.— регент храма Иоанна Предтечи на Лесном проспекте. С 1929 г — регент храма св. Владимира в Лесном, затем св. Иова Многострадального на Волковом кладбище. В послевоенное время регентовал в храмах: Свято-Троицком на Смоленском кладбище (с 1947), Князь - Владимирском в посёлке Лисий Нос (с 1951 и в 1962–1963 гг.), святителя Николая Чудотворца на Большой Охте (с 1953), Троицком соборе в Пскове (с 1956). С 1957г.П. В. Пулга являлся главным регентом Троицкого Александро - Невского собора в Ленинграде. В 1959–1961гг. он преподавал церковное пение и управлял хором в Ленинградской духовной академии.

[25]Информация из интервью (июль 2023г) с Вероникой Герасимовой ─ невесткой матушки Людмилы.

[26]Со слов Людмилы Александровны, свой богатейший регентский опыт она передала регенту Полине Фоменко, которая служит в церкви Смоленской иконы Божией Матери и Надежде Маркович, которая несет послушание регента храма Владимирской иконы Богородицы.

[27]В архиве Герасимовых имеется командировочное удостоверение протодиакона о. Павла в Финляндию, №800 от 10 марта 1988 г., подписанное председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии митрополитом Минским и Белорусским Филаретом.

[28] Пассионарность – “врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать ее в виде работы”. Склонность к жертвенности ради высоких целей. Гипотеза Л.Н. Гумилева изложена в кн.  «Этногенез и биосфера земли». Л.: изд. ЛГУ. 1989. – С.308

[29] И. А. Ильин Поющее Сердце, Книга тихих созерцаний. Мюнхен.,1958., С.127

[30]Командировочное удостоверение №675 от 26 марта 1991г. Архив Герасимовых.

[31]Прошение от 27.11.1992г. Архив Герасимовых.

[32]Ильин И. А.  Поющее Сердце, Книга тихих созерцаний. Мюнхен,1958.  С.150